Сегодня, когда основное внимание мировой общественности приковано к специальной военной операции России на Украине, напряженная обстановка вокруг Калининградской области отошла на второй план. Между тем положение достаточно серьезное, ведь Польша и страны Прибалтики усиленно вооружаются при активном содействии своих «старших товарищей» по НАТО. Провокационные же заявления польских и литовских официальных лиц подтверждают, что есть все основания опасаться серьезной военной провокации в отношении российского эксклава.
Причин для подобных прогнозов как минимум две. Во-первых, США, верные своей тактике разжигания вооруженных конфликтов по периметру границ РФ, вполне могут попытаться создать очередной очаг напряженности в Прибалтике. Во-вторых, нужно помнить, что американцы квалифицируют Калининградскую область как зону ограничения и воспрещения доступа и маневра (A2/AD), заметно влияющую на стратегическое положение Североатлантического альянса в этой части Европы.
Ведь именно наличие Калининградского оборонительного района с внушительной войсковой группировкой и мощными средствами поражения делает и без того проблемные в отношении логистики Эстонию, Латвию и Литву еще более уязвимыми. Так что ликвидация военного присутствия России в этой части континента представляется насущной задачей, выполнение которой необходимо для заявленной генсеком Йенсом Столтенбергом цели превращения Балтики во «внутреннее море НАТО».
Для прикрытия подобных агрессивных планов, например, вот уже полтора десятка лет всячески муссируется тема так называемого Сувалкского коридора — 64-километрового отрезка, который является польско-литовской границей.
Через Сувалки лежит самый короткий путь из Беларуси в Калининградскую область. По мнению западных стратегов, по этой причине возможного «наступления русских» стоит ожидать именно тут. И на всех штабных картах НАТО этот регион обозначен как танкоопасное направление.
В теории встречными ударами действительно можно отрезать Прибалтику от основных сил Альянса, фактически взяв три республики в окружение, заодно обеспечив сухопутное сообщение с российским эсклавом. Но это в теории. На практике же места в районе Сувалок довольно глухие, и там свободно пройдут разве что танки. А вот железная дорога и автотрассы, по которым осуществляются сухопутные грузоперевозки между Калининградом и «большой Россией», лежат значительно севернее.
К тому же предполагаемый коридор будет насквозь простреливаться натовской артиллерией как со стороны Польши, так и со стороны Литвы. То есть пробить его и в самом деле вполне реально, но вот пользоваться этим путем будет довольно проблематично.
По мнению политолога и военного эксперта Александра Зимовского, Сувалкский коридор — не более чем миф, эдакая страшилка для НАТО, созданная самим блоком и неустанно им эксплуатируемая.
«Это возможная точка оттягивания сил сдерживания российской армии, которые сконцентрированы на прибалтийском направлении», — уверен аналитик.
Такой искусственно поддерживаемый ажиотаж позволяет наращивать собственную военную мощь на подступах к чужим рубежам. Так, в конце ноября этого года поляки и литовцы провели на совместной границе военные маневры с участием более двух тысяч солдат, отрабатывая «защиту от нападения армии России со стороны Беларуси».
Не прошло и месяца с момента окончания учений, как министр обороны Польши Мариуш Блащак передал дислоцированной у границы с Калининградской областью 16-й механизированной дивизии 40 приобретенных у Южной Кореи самоходных артиллерийских установок K9A1. Такие же массово размещаются и в Сувалкском коридоре.
Помимо этих 155-мм САУ с дальностью стрельбы до 50 км на военный аэродром близ города Мальборк в 60 км от границы с РФ недавно были переброшены 22 истребителя МиГ-29. Ранее эскадрилья базировалась недалеко от Варшавы. Официальных разъяснений по поводу этой передислокации от польского Минобороны не последовало.
По сведениям белорусского портала «Военно-политическое обозрение», польский Генштаб планирует задействовать на калининградском направлении, в частности, 15-ю механизированную бригаду дивизии при поддержке боевой батальонной группы НАТО, возглавляемой США. В стране началась милитаризация сознания населения. В апреле в Ольштыне — столице граничащего с Калининградской областью Варминьско-Мазурского воеводства — прошла акция «Стань солдатом», включавшая демонстрацию боевой техники и оружия.
Военные эксперты по данному поводу замечают, что обустройство системы управления и проведение мероприятий скрытой мобилизации уже сами по себе можно считать элементами оперативного развертывания войск. Причем, по словам аналитика Бориса Джерелиевского, «Польша не ждет нападения со стороны России и к оборонительным действиям не готовится».
«Польская армия активно участвует в разного рода маневрах — как собственных, так и с участием стран НАТО. Характер этих учений носит скорее наступательный характер. С учетом амбиций Варшавы на присоединение ряда соседних земель, в том числе и в бывшей Восточной Пруссии, поляки мыслят исключительно утраченными имперскими амбициями», — заявил он.
Польша, которая хоть и довела свои военные расходы до уровня в 3% ВВП (выйдя на третье место в НАТО), все-таки не надеется осуществить свои захватнические планы в одиночку. И рассчитывает, как обычно, на поддержку «старших товарищей».
В прошлом веке это были англичане, а теперь главными покровителями стали американцы. Мариуш Блащак уже анонсировал расширение их военно-воздушной базы в Повидзе, где сейчас расквартирована ударная авиабригада, вооруженная вертолетами Apache. Более того, Варшава даже предложила разместить ядерное оружие США на своей территории.
На поляков, в свою очередь, надеются литовцы, обладающие куда более скромными военными возможностями, чем их бывший «старший брат» по унии. Хотя и Вильнюс поднял свой военный бюджет до 2,67% ВВП, заявив о намерении приобрести у США тактические барражирующие боеприпасы Switchblade, а также реактивные системы залпового огня HIMARS.
Кроме того, летом Вильнюс при явном одобрении Брюсселя решился на частичную блокаду калининградского транзита.
Эти действия получили поддержку и в Латвии. Бывший министр внутренних дел республики Марис Гулбис так прямо и пообещал: «Это первый шаг Европы и НАТО по отсечению бывшей столицы Восточной Пруссии от России. Я начал думать, что Европа прекрасно понимает, что делает. Литовцы еще лучше все поняли. Я думаю, русским послан четкий сигнал: если будете выпендриваться, мы заберем Кëнигсберг».
Можно было бы посмеяться над дележкой шкуры неубитого медведя. Но проблема в том, что в силу ряда причин НАТО, кажется, окончательно утрачивает способность мыслить реально и действовать сдержанно.
«Теоретически в брюссельской штаб-квартире все готово для того, чтобы с целью защиты стран Балтии нейтрализовать военную группировку в Калининградской области силой оружия. Натовцы считают, что несколько истребителей МиГ-31К с ракетами "Кинжал" не в состоянии противопоставить ничего серьезного; эксклав перестал играть роль бастиона», — пишут в литовской прессе.
Конечно, не дай бог Западу проверить это утверждение на деле. Но приходится констатировать, что вероятность агрессии НАТО в отношении Калининградской области в настоящее время резко выросла.
И еще увеличится после вступления в Альянс Швеции и Финляндии, когда неизбежно будет создана угроза морским перевозкам в эксклав. Поводом для перерастания тлеющего конфликта в горячую стадию может стать хотя бы перехват в открытом море одного из паромов.
Впрочем, многие военные эксперты указывают на следующее: если главные натовские государства решат, что подобное развитие событий им невыгодно, они с высокой долей вероятности могут элементарно «кинуть» своих сателлитов, открестившись от их действий. Ведь в НАТО запрашиваемый Польшей мандат для вторжения на Западную Украину (по крайней мере, открыто) до сих пор так и не поддержали.