Уходящий бурный 2022 год стал без преувеличения поворотным для Беларуси. Одно из важнейших изменений во внешней политике республики, безусловно, связано с новым этапом развития добрососедских отношений с Россией. Решения, принятые коллективным Западом после начала специальной военной операции на Украине, сделали союз Москвы и Минска безальтернативным, а интеграционные процессы внутри Союзного государства получили свежий импульс. Результатом успешного сотрудничества стал прорыв в сферах энергетики и импортозамещения, а также увеличение транзитных возможностей двух стран. Все это укрепляет надежду, что период многовекторности остался в прошлом и Беларусь окончательно выбрала себе надежный политический курс.
Под знаком СВО
Безусловно, специальная военная операция на Украине стала главным событием 2022 года для Беларуси, определившим ее внутри- и внешнеполитическую повестку. Республика не стала непосредственным участником СВО, однако сыграла важную роль в ее первые недели в качестве плацдарма для северной группировки российских войск. Но и сегодня значение белорусского стратегического «балкона», нависающего над Украиной, сложно переоценить.
Результатом пусть и косвенного, но участия в спецоперации стало дальнейшее сокращение поля внешнеполитического маневра для официального Минска. В глазах Запада Беларусь превратилась в «соучастника агрессии» против Украины, что окончательно поставило крест на надеждах вернуться к многовекторности, если у кого-то они еще оставались. В конце февраля и начале марта республика попыталась вновь взять на себя посреднические функции, как это было во времена Минских соглашений, однако бесплодность этих усилий сделалась очевидной очень быстро.
Следствием СВО для Беларуси стало дальнейшее углубление политической и экономической изоляции на западном направлении.
Впрочем, в какой-то степени Минску теперь даже легче, ведь роль «главного мирового зла» взяла на себя Москва, а белорусские события последних двух лет сразу отошли на задний план как второстепенные и незначительные.
В экономическом плане итогом спецоперации стал исход из Беларуси многих международных компаний, а также дальнейшее схлопывание IT-сектора и связанных с ним сфер услуг и жилищного строительства. В 2022 году в Минске впервые за годы независимости было зафиксировано снижение численности населения, что связывают с эмиграцией айтишников и людей сопутствующих специальностей.
На этом фоне практически неизбежным оказался дальнейший разворот белорусской экономики на восток.
Второе дыхание Союзного государства
Начало СВО, можно сказать, стало вторым шансом для Союзного государства, так как последовавшая после этого реакция Запада буквально толкнула Москву и Минск в объятия друг друга. Беларусь и Россия окончательно «сели в одну лодку», а возможность геополитического маневрирования, которую так любили в Минске в былые годы, оказалась полностью утрачена.
Более того, в условиях западных санкций и изоляции российские рынки и цепочки поставок становятся критически значимыми для Беларуси.
Реализация 28 интеграционных программ Союзного государства, подписанных годом ранее, приведет к унификации экономического законодательства и денежно-кредитной политики, интеграции платежных систем, созданию единых рынков нефти, нефтепродуктов и электроэнергии. Страны перейдут к единой промышленной и аграрной политике со взаимным доступом к госзакупкам и госзаказу.
Благодаря долгосрочным контрактам на поставки российского газа белорусы получают его значительно дешевле соседей: одна тысяча кубометров стоит 128,5 доллара США, а цены для стран ЕС доходили в 2022 году до четырех тысяч (больше в 31 раз). Для Беларуси стоимость голубого топлива из России впервые зафиксируют сразу на три года вперед.
В то же время, несмотря на углубляющееся экономическое взаимодействие, политического прорыва в союзном строительстве пока так и не произошло.
Более того, в ходе недавней встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко в Минске много внимания было уделено теме «поглощения» Беларуси. Это говорит о том, что страхи по поводу Союзного государства у белорусского правящего класса никуда не исчезли, а значит, вопрос политической интеграции остается открытым и отложенным на неопределенное время.
Умер Владимир Макей
Смерть министра иностранных дел Беларуси стала, безусловно, глубоко символическим событием, которое подвело окончательную черту под эпохой многовекторности 2014–2020 годов.
Макей сумел добиться невероятного, став в стране публичным политиком №2 и при этом оставаясь лояльным Лукашенко. Его не раз называли возможным преемником президента. Он смог пережить политический шторм 2020 года и остаться в кресле главы МИД, несмотря на то, что подконтрольное ему министерство дало, пожалуй, наибольшее количество чиновников, перешедших на сторону «демократической оппозиции».
Назначение новым министром иностранных дел Сергея Алейника, бывшего правой рукой Макея, говорит о том, что ожидать от белорусского МИД какого-то принципиального пересмотра подходов вряд ли стоит.
Это ведомство всегда было ориентировано прежде всего на работу с западными странами. Да и что греха таить, в постсоветских государствах в карьерные дипломаты идут зачастую для того, чтобы иметь доступ к длительным заграничным командировкам.
Однако после смерти Макея аппаратное значение МИД и его влияние на систему принятия решений может существенно упасть.
Конституционная реформа
В 2022 году в Беларуси началась очередная конституционная реформа. В соответствии с новой редакцией Конституции должен появиться новый орган власти — Всебелорусское народное собрание, которое возьмет на себя значительную часть функций главы государства.
Однако в феврале это знаковое событие оказалось в глубокой информационной тени бурных событий на Украине.
Несмотря на то, что новая версия Конституции вступила в силу еще 15 марта, система власти в Беларуси продолжает функционировать по старинке, и раньше 2024 года ожидать каких-то принципиальных изменений вряд ли стоит.
Очевидно, что белорусские власти не стремятся к резким изменениям в системе управления, опасаясь неожиданностей в условиях непростой международной обстановки. Реформа явно затевалась в рамках подготовки к управляемому транзиту, однако, как показывают события во многих постсоветских республиках, потерять эту управляемость может быть очень легко. Вообще, вопрос транзита власти, так будораживший умы в 2018–2020-х, в нынешнем году явно отошел на второй план.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН