В этом году в канун новогодних праздников наблюдается рост туристического потока между Россией и Беларусью. Туризм — важнейшая составляющая «народной» интеграции и один из ключевых элементов культурного сотрудничества. В условиях введенных санкций Москва и Минск получили отличную возможность укрепить эту сферу экономики. Кроме того, развитие туристической отрасли — реальная возможность привлечь гостей и из других государств, которые неизбежно потянутся, чтобы лучше узнать людей, культуру и природу России и Беларуси.
В начале июля председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на пленарном заседании «Роль межрегионального сотрудничества в углублении интеграционных процессов Союзного государства» отметила потенциал двух стран в туристической сфере. Она сообщила, что после снятия карантинных ограничений ничто более не мешает развивать промышленный, сельский, экологический и оздоровительный туризм. А ведущую роль в этом должны сыграть регионы, предлагая гражданам современные интересные направления.
Директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси Ирина Воронович отметила, что в 2019 году, до пандемии, страну посетили 200 тысяч россиян, не считая индивидуальных туристов. В свою очередь, белорусы с удовольствием посещают Россию. «Мы ведем работу как с регионами, так и с отдельными городами. Можно отметить Ленинградскую и Псковскую области. Мы охватываем даже такие далекие территории России, как Свердловская и Тюменская области», — подчеркнула Воронович.
В связи с трудностями, возникающими сегодня при посещении Европы, Беларусь привлекает россиян по нескольким причинам: возможность въезда по российскому паспорту, оплата покупок рублями, отдых по доступным расценкам и многое другое.
Развитию взаимного туризма способствуют общее языковое пространство, возможность использовать единые финансовые инструменты (платежные карты), а также развитая транспортная логистика и безопасность на улицах.
В 2022 году Беларусь стала самым популярным туристическим направлением у россиян — на 1 августа, республику посетили более 300 тысяч человек. При этом специалисты отметили и кратный рост поездок белорусов в Россию после отмены ковидных ограничений.
По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), повышению спроса на поездки в Беларусь во многом способствовало увеличение авиарейсов между двумя странами: «Авиакомпания "Белавиа" летает во все аэропорты Москвы ежедневно. Кроме того, белорусский авиаперевозчик выполняет рейсы из Минска более чем в 10 регионов России. Билеты по нынешним временам весьма доступны: перелет в Минск туда и обратно обойдется в сумму от 7 до 12 тысяч российских рублей. Также добраться можно на поезде или на личном автотранспорте».
Также отметили, что по сравнению с прошлым сезоном количество организованных туров в Беларусь выросло на 10–15%. А в некоторых компаниях сообщают о показателях, превышающих 60%.
Что же касается потребительских предпочтений российских туристов, то главный продукт пока неизменен. Это по-прежнему санаторно-оздоровительный отдых.
«Специалисты туроператора FUN&SUN рассказывают, что в этом году в санаториях Беларуси сложно со свободными местами: местные здравницы заполнены как на побережье Сочи — вплоть до сентября-октября», — сообщали в АТОР.
Средняя заполняемость белорусских санаториев в 2022 году была отмечена на уровне 90%, а ожидаемая выручка за 2022 год — 803 миллиона рублей. В 2019 году этот показатель составлял около 660 миллионов рублей. Кроме того, статистика говорит о том, что россияне стали активнее выбирать отели в Минске со SPA-услугами из-за демократичной ценовой политики.
Также в АТОР отмечают, что российская аудитория, предпочитающая такой вид отдыха, молодеет. Если ранее в основном это были люди за 60 лет, то сейчас — от 25 до 45 лет. Именно благодаря им растет спрос на экскурсионные туры и туры выходного дня, что повлекло за собой и увеличение продолжительности поездок: с 3–4 дней до 5–7.
В настоящий момент в Ассоциации фиксируют рост продаж путевок в Беларусь на зимние праздники.
В этом году они близки к уровню предыдущего или опережают его на 3–5%. Россияне приезжают, как правило, на 2–3 дня и тратят за это время сумму, эквивалентную одной тысяче долларов США.
Российские туристы могут отправиться в увлекательные экскурсии по Минску и Бресту, посетить музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий «Дудутки», Брестскую крепость и живописное Поместье Деда Мороза в Беловежской пуще. Также туроператоры отмечают, что россияне во время зимнего отдыха все чаще не довольствуются уже «наезженными» туристическими маршрутами и местами, но открывают для себя новые.
Белорусы также заинтересованы в отдыхе в России, в том числе в Крыму и Севастополе, о чем свидетельствуют открытие прямого автобусного сообщения и проработка запуска железнодорожного маршрута «Минск — Симферополь». Кроме того, между странами планируется запустить семидневные туры по «золотому треугольнику» Москва — Минск — Санкт-Петербург.
В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений является промышленный туризм. Россиян привлекают предприятия машиностроения (БЕЛАЗ, МТЗ и другие), ювелирной отрасли, пищевой промышленности. В свою очередь, белорусы охотно посещают Калининградский янтарный комбинат, «Ростсельмаш», завод игристых вин «Абрау-Дюрсо» и другие объекты.
Также развивается и детско-юношеский туризм. С 2007 года проводится «Туристский слет учащихся Союзного государства», где ребята из России и Беларуси участвуют в совместных походах, во время которых знакомятся с историей своих стран, принимают участие в создании и обустройстве памятников и сборе материалов для музеев, в конкурсах краеведов и создании туристских газет, а также участвуют в соревнованиях по ориентированию, скалолазанию, пляжному волейболу, стрельбе из лука.
В этом году слет прошел на территории Ленинградской области, в нем приняли участие 512 человек в возрасте от 14 до 17 лет, разделенных на 28 команд из России и 7 — из Беларуси.
Развитие туристической отрасли в рамках Союзного государства имеет большие перспективы с учетом того, что в нынешних условиях Россия и Беларусь получили для этого дополнительные стимулы.
Объединение экономик ведет ко все большему взаимопроникновению и взаимообогащению во всех других жизненно важных областях, а население получило хороший шанс узнать друг друга ближе. Кроме того, это реальная возможность привлечь туристов и из других государств. А потому можно не сомневаться, что приезжие из дружественных стран неизбежно потянутся, чтобы лучше узнать людей, культуру и природу России и Беларуси.