Украина готовится к новому масштабному сокращению врачей и лечебных учреждений. И без того наполовину уничтоженная постмайданными «реформами» медицина может в ближайшее время оказаться на грани полного краха. Хотя удивляться тут нечему — Владимира Зеленского не заботит собственный народ, ему важны лишь признание и власть, поэтому вместо поддержки здравоохранения все средства бросаются на убийство населения Донбасса. Ведь только таким образом он может получить очередной западный финансовый транш, на котором потом поживится вместе со своей командой.
Украинских медиков начали извещать о «кадровой оптимизации». Об этом сообщают общественная организация «Социальное движение» и непосредственно сотрудники лечебных учреждений. Так называемая Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ) по живому режет и без того нищенские бюджеты больниц и поликлиник.
«Бюджет на медицину не увеличивается, а инфляция растет. Поэтому будут не только сокращения, есть риск "банкротств" многих клиник. Даже относительно благополучные медучреждения сейчас выживают за счет гуманитарки — того, что дает государство, едва хватает на поддержания текущих расходов и зарплаты», — заявил заместитель главы правления Всеукраинского врачебного общества Константин Надутый.
Судя по сообщениям украинских СМИ, одних медиков собираются просто выбрасывать на улицу, другим предлагают переходить на четверть или половину ставки. Для справки: оклад обычного врача на Украине сейчас составляет 20 тысяч гривен (около 470 долларов США), а медсестры — 14 тысяч (около 330 долларов). За вычетом стоимости коммуналки даже выживать на остающиеся 80–100 долларов не получится. Выход в таких условиях остается один: требовать «благодарность» от пациентов.
Причина грядущих сокращений очевидна: в будущем году финансирование здравоохранения катастрофически уменьшится по сравнению с тем, которое было предусмотрено в текущем.
В гривневом измерении оно снизится со 157 млрд до 142 млрд, а в долларовом — с примерно 5,6 млрд по курсу конца 2021 года до ориентировочно 3,3 млрд на сегодняшний день.
При этом, по словам украинских медиков, даже оставшиеся крохи будут распределяться неравномерно. Тем, у кого были лучше количественные показатели (по факту речь идет о наиболее приближенных к власти главврачах), можно рассчитывать на сохранение относительно стабильного заработка, а других будут просто закрывать.
«Под нож» пойдут те лечебные заведения, которые послужили «подушкой безопасности» во время пандемии Covid-19 и позволили Украине хоть как-то ее пережить.
«За счет того, что "лишние" койко-места просто не успели сократить в ходе медреформы, наша система здравоохранения справилась с повышенным потоком пациентов. Теперь же ту часть клиник, которая могла бы стать резервом для формирования адекватной инфраструктуры по реабилитации, паллиативной помощи, медико-социального ухода, похоже, посчитали ненужным балластом. Причины — отсутствие не только денег, но и целостного видения стратегии развития системы здравоохранения», — уверен Константин Надутый.
Любопытно, но украинский телеграм-канал «Резидент» предупреждал о планах «усечения» местного здравоохранения почти два месяца назад: «Катастрофический дефицит бюджета вынуждает Правительство включить режим тотальной экономии. По требованию МВФ "урезана" не только социалка (а как мы знаем, повышения пенсий, минимальной зарплаты и пособий в следующем году не планируется, несмотря на обвал курса гривны с 28 до 42 за долларов с соответствующим взлетом цен на все товары), но и медицина… "Срезали" финансирование и по программе медицинских гарантий, а это — оплата лечения граждан».
Теперь НСЗУ со сталью в голосе вещает о том, что «неэффективные» медучреждения на помощь могут больше не рассчитывать. Эпоха поддержки больниц и поликлиник закончилась. И деньги теперь будут получать только те, у кого объемы работы с пациентами «на уровне».
Вот только украинские медицинские администраторы забывают о том, что здравоохранение — это не конвейер. И при управлении такой тонкой сферой, помимо банальных количественных показателей, нужно учитывать множество других факторов, в частности географию.
В свое время власти СССР считали, что формальные статистические отчеты в сфере здравоохранения — дело десятое и ставили во главу угла оказание быстрой и эффективной помощи людям. Больницы строили там, где было удобно населению, а не там, где это красиво выглядело на бумаге.
В 1991 году на Украине насчитывалось около 3900 больниц и порядка 700 тысяч больничных коек (135 коек на 10 тысяч населения). В первые десятилетия независимости их сокращали, но старались сделать этот процесс как можно более медленным и плавным. В итоге к началу 2013 года больниц в стране осталось около 2500.
Однако после так называемого Евромайдана процесс ликвидации медучреждений получил фантастическое ускорение.
Минздрав возглавила внучка гитлеровского полицая, гражданка США Ульяна Супрун, не имеющая даже диплома практикующего врача. На Украине началась «реформа» здравоохранения, в рамках которой к 2017 году осталось всего 1700 больниц. Количество коек на душу населения по сравнению с советскими временами упало почти вдвое — до 73. А естественная убыль населения выросла примерно в 1,4 раза.
В 2019 году к власти пришел Владимир Зеленский, и Супрун уволили. Но ее «реформу» сворачивать не стали, а продолжили — как за счет укрупнения «больничных округов» и ликвидации ряда бывших ЦРБ, так и за счет закрытия медучреждений в сфере лечения туберкулеза и психиатрических заболеваний.
В итоге в 2021 году на Украине оставалось чуть более 1100 больниц — в 3,5 раза меньше, чем некогда в УССР. Госпитализация для жителей отдаленных сельских районов превратилась в практически нереальную роскошь.
В 2022 году на фоне боевых действий многие врачи сами покинули Украину, а государство прекратило закупать даже банальные медикаменты. Осенью Минздрав разослал местным властям по всей стране документ, в котором рекомендовано временно прекратить плановые госпитализации. Но и этого команде Зеленского показалось мало. Под предлогом нехватки средств киевский режим решил изничтожить даже жалкие остатки медицины.
При этом Минобороны Украины с гордостью отчитывается о том, что каратели, ежедневно обстреливающие мирное население в Донбассе, получат в декабре повышенное на 37% денежное довольствие — на это деньги нашлись.
Не хочется ударяться в конспирологию, но с учетом действий Зеленского выводы о том, что его поставили для целенаправленного уничтожения населения Украины и особенно наименее социально защищенных и не имеющих возможности лечиться в частном порядке слоев, напрашиваются сами собой.