В декабре 1999 года президентами России и Беларуси был подписан Договор о создании Союзного государства. Несмотря на преобладавшие на постсоветском пространстве после распада СССР дезинтеграционные процессы, Москва и Минск сумели не только сохранить связи между странами, но и кратно их укрепить. Каких же результатов удалось достичь за 23 года союзного строительства? Что получилось, что нет и почему?
Идея Союзного государства возникла не вдруг: ей предшествовал достаточно длительный подготовительный период. О необходимости сохранения интеграционных связей с Россией заговорили еще в первые годы белорусской независимости, а в 1993 году правительство Вячеслава Кебича выступило с инициативой валютного союза двух стран.
К более тесной кооперации Москву и Минск привели как объективные, так и субъективные факторы. Среди первых, конечно же, были экономические обстоятельства. Беларусь, будучи «сборочным цехом» СССР, тотально зависела от поставок энергоносителей и комплектующих из России, которая также была и основным рынком сбыта белорусской продукции.
В Беларуси, как и везде на постсоветском пространстве, хватало либеральных экономистов, уверявших, что доставшийся от СССР индустриальный комплекс республике не нужен, более того, от него желательно избавиться, в том числе для ослабления зависимости от России.
Однако реализовать эту установку они так и не смогли или не успели, поскольку после прихода к власти Александра Лукашенко окончательно возобладал курс на сохранение советского промышленного наследия.
Как ни парадоксально, но к союзу с Москвой Минск подталкивал и процесс встраивания в мировую экономику после распада соцлагеря. Включение бывших социалистических республик в глобальный рынок происходило преимущественно в качестве сырьевого придатка.
Проблемой Беларуси в этой связи было то, что значимыми ископаемыми, за исключением калийной соли, она не обладала. Зато на территории республики были два огромных НПЗ, построенных при СССР для нужд Белорусского военного округа.
В новых условиях местные перерабатывающие заводы могли стать экспортно ориентированными предприятиями, но только при условии доступа к дешевой нефти, которая, опять же, могла поступать только из России.
«Нефтяной союз» надолго стал основой отношений между странами. Впрочем, он же провоцировал многочисленные конфликты и недоразумения.
Важной предпосылкой белорусско-российского союза сделалось то, что Беларусь является наиболее культурно близкой России постсоветской республикой, полностью русскоязычной и с достаточно слабым местным этническим национализмом. Особенно верно это было для 1990-х годов, когда белорусы еще хорошо помнили опыт жизни в СССР и в полной мере не воспринимали страну как самостоятельный политический субъект.
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов личный фактор. Лукашенко, с самого начала взявший курс на концентрацию максимальных властных полномочий, оказался в остром и долгосрочном конфликте с Западом, где в нем увидели «врага демократии». Это надолго лишило белорусского лидера свободы внешнеполитического маневра в отношениях с РФ. Для сравнения, президент Украины Леонид Кучма, который, как и Лукашенко, пришел к власти в 1994 году под лозунгами интеграции с Россией, никаких реальных шагов в этом направлении предпринимать не стал, предпочтя виляния и балансирование между Москвой, Брюсселем и Вашингтоном.
Подписанию Договора о создании Союзного государства предшествовала значительная подготовительная работа.
В апреле 1996 года был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, ровно через год — Договор о Союзе двух стран, а в 1997–1998 годах — договоры о равных правах граждан и соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.
Сама заявка на создание Союзного государства стала беспрецедентной в масштабах постсоветского пространства, где продолжали преобладать дезинтеграционные тенденции, а государства укрепляли свой суверенитет в ущерб связям друг с другом.
Возможно, это породило определенные завышенные ожидания и стало поводом для последующих разочарований. Сам принцип Союзного государства, при котором входящие в него субъекты остаются суверенными и равноправными, оказался крайне трудным в реализации, особенно учитывая разницу в масштабах России и Беларуси.
Для белорусского правящего класса перспектива объединения сделалась источником постоянного страха по поводу возможной утраты суверенитета. Это в конечном счете подтолкнуло местные элиты к поискам геополитических противовесов российскому влиянию и вовлекло их в «многовекторное танго» с Западом.
Однако события 2020 года наглядно показали, что открывшаяся перед официальным Минском свобода внешнеполитического маневра оказалась мнимой. Сегодня Беларусь фактически вернулась во вторую половину 1990-х годов, когда Запад видел в действующей власти исключительно «врагов свободы и демократии», а поддержки можно было ждать только из Москвы.
Несмотря на то, что Беларусь и Россия так и не смогли договориться о едином эмиссионном центре и не приняли конституционный акт Союзного государства, что предусмотрено договором 1999 года, в масштабах бывшего СССР этот интеграционный эксперимент является в своем роде уникальным.
Хотя наиболее фундаментальные принципы Союзного договора остаются нереализованными, две страны достигли намного большей степени интеграции во всех сферах (экономика, безопасность, социальные гарантии и так далее), чем в любом из существующих в ближнем зарубежье объединений.
За 23 прошедших года товарооборот между Россией и Беларусью вырос в четыре раза, и по итогам 2022 года он может превысить 50 млрд долларов США. За это время было подписано 400 межгосударственных договоров и 650 межрегиональных соглашений.
Ряд наработок в рамках Союзного государства пока не имеет аналогов, в том числе и в формате ЕАЭС. В частности, развиваются институты общих бюджета и собственности (на объекты инфраструктуры, интеллектуальные продукты).
Сегодня перед Москвой и Минском стоят рутинные, но от этого не менее важные задачи. Реализация 28 союзных программ должна привести к унификации экономического законодательства и денежно-кредитной политики, интеграции платежных систем и так далее. Страны перейдут к единой промышленной и аграрной политике со взаимным доступом к госзакупкам и госзаказу. По оценкам экспертов, поставленные задачи уже выполнены на 55%.
Важнейшей задачей, решение которой запланировано уже на ближайшие годы, является переход на единые образовательные стандарты, а также развитие системы академической мобильности, научных и студенческих обменов между Россией и Беларусью, что откроет для молодежи обеих стран новые возможности.
От успешности выполнения этих задач будет во многом зависеть, сможет ли Союзное государство стать интеграционным центром евразийского пространства и предложить привлекательные модели более широких международных форматов.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН