Проблема алкоголизма и наркомании в рядах ВСУ имеет давнюю историю, но сейчас она, видимо, вышла на абсолютно новый уровень. Поэтому на прошлой неделе Верховная рада в срочном порядке приняла закон № 8271 об административных правонарушениях, предусматривающий наказания для военнослужащих в случае употребления спиртного и наркотиков. Но дело в том, что такими методами ситуацию не изменить, ведь в условиях все большей деградации украинской экономики и государства в целом подобные способы «забыться» становятся все более популярными как в армии, так и среди населения.
Данный законопроект был подан на рассмотрение в Раду группой депутатов от фракции «Слуга народа» 8 декабря и уже 13-го числа одобрен, после чего отправлен на подпись Владимиру Зеленскому. Такая стремительность объясняется тем, что главнокомандующий ВСУ генерал Валерий Залужный и министр обороны Алексей Резников требовали принять его в срочном порядке.
Как указано в пояснительной записке, главу 20 УК Украины об административных правонарушениях необходимо дополнить новой статьей 266-1 о предоставлении соответствующих полномочий Военной службе правопорядка ВСУ осуществлять осмотр военнослужащих, военнообязанных и резервистов на состояние алкогольного, наркотического или иного опьянения.
Во время процедуры должна проводиться видеосъемка, которая прикрепляется к протоколу. В случае же невозможности ее проведения предписывается присутствие двух свидетелей.
За распитие алкоголя в военных частях предусмотрен штраф до 2 тысяч необлагаемых налогом минимумов (24,8 тысячи гривен — прим. RuBaltic.Ru), а также арест с гауптвахтой до 15 суток.
Появление данного законопроекта и столь быстрое принятие его говорят о том, что алкоголизм и наркомания в рядах ВСУ стали действительно повсеместными.
При этом ситуация в армии не является чем-то исключительным, а отражает те деструктивные процессы, которые происходят во всем украинском обществе.
В январе этого года, непосредственно перед началом специальной военной операции, Счетная палата Украины (СПУ) сообщила, что приводимая Всемирной организации здравоохранения статистика потребления алкоголя на душу населения в стране — 8,6 литра в год — не соответствует действительности, поскольку не учитывает фактор «контрафакта».
«Специалисты СПУ обнаружили, что Минэкономики, налоговая и таможня недостаточно анализировали объемы нелегального производства и импорта в Украину спиртного. Его доля, по оценкам экспертов, может составлять (!) от трети до половины потребленного объема в зависимости от вида алкогольной продукции», — отмечалось в сообщении.
Каковы же реальные масштабы нелегального рынка алкоголя на Украине?
По данным аналитика Игоря Товкача, в 2021 году более половины проданных в стране спиртных напитков представляли собой подделки. А глава Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко объяснял популярность дешевого алкоголя среди населения стремительно снижающимися доходами.
В свою очередь исполнительный директор Союза потребителей Украины Максим Несмиянов констатировал, что власти ежегодно объявляют войну теневому рынку спиртного и каждый раз ее проигрывают. А все потому, что данный прибыльный бизнес находится под «крышей» у местной полиции, что не является ни для кого секретом.
Для местной криминальной хроники давно стали обыденностью новости об обнаружении очередного подпольного цеха по производству «левака», объемы которых составляют от тысячи до десятков тысяч литров.
При этом украинские СМИ себе не изменяют и регулярно размещают новости о вечно пьяных русских, которые спиваются, да все никак не сопьются.
Это и понятно: они пытаются замолчать проблемы ВСУ, проецируя их на российскую армию в лучших пропагандистских традициях западной «клюквы».
Все последнее время пропаганда киевского режима усиленно пыталась создать неприглядный образ военнослужащих РФ, который зеркально списан с солдат ВСУ: наркоманы, алкоголики, насильники, нацисты, расисты и так далее. Но так и остается загадкой, почему таких «орков» не может победить самая всепобеждающая в мире украинская армия? Поставок оружия мало или же что-то другое?
Согласно местным СМИ, в России пьют абсолютно все — население, губернаторы, депутаты, ну и, конечно же, солдаты. Мол, даже Владимир Путин обеспокоен такими масштабами. Все это дается со ссылками на некие анонимные источники в Кремле.
При этом тема алкоголизма в ВСУ и нацбатах не поднимается, а если и поднимается, то ее стараются преуменьшать. В действительности же эту проблему киевский режим пытается решить с 2014 года, да все никак не может побороть «зеленого змия».
Все последние восемь лет в местном инфополе то и дело вспыхивали один за другим алко- и наркоскандалы в армии, что порой приводило к массовым смертям среди личного состава, не говоря о многочисленных случаях самоубийств.
К примеру, в ноябре 2014 года «BBC-Украина» выпустила специальный материал, посвященный пьянству в украинской армии, где приводятся свидетельства на анонимной основе. К примеру, Алексей говорит, что совсем не того ждал, когда попал в зону АТО: «"Я думаю, большое количество людей вернется хроническими алкоголиками". Достать спиртное, по его словам, несложно: изредка присылают родственники, чаще продают местные».
Там же приводятся слова активиста Сергея из Киева, который поделился впечатлениями от поездки на полигон в Житомирской области: «У них много свободного времени, они постоянно напиваются. Многие не могут стоять на ногах». Со слов человека, знакомого с ситуацией изнутри, все зависит от полевых командиров и их отношения к употреблению алкоголя.
Опрошенные журналистами эксперты и «атошники» списывали пьянство в ВСУ на жуткий стресс, к которому солдаты были не готовы. Но бойцам ДНР почему-то не было надобности «забываться» таким образом.
Разницу между употреблением алкоголя в войсках ДНР и ВСУ описал военкор Александр Сладков: «в Донбассе же такого нет и не было, чтоб где-то на передовой мне даже друзья предлагали рюмку, это вне традиций. Причем с первых дней "русской весны". Еще в ополчении за запах спиртного люди подвергались жесточайшим наказаниям».
Причем его слова не спишешь на пропаганду. В соцсетях полно видео с употреблением алкоголя и психоактивных веществ в рядах ВСУ.
В качестве примера можно привести некоторые случаи.
В августе 2017 года в селе Троицкое Луганской области военнослужащие ВСУ открыли огонь на дне рождения своей знакомой. Во время распития спиртного возник спор, который вскоре перешел в драку, закончившуюся стрельбой и смертью женщины, а ее муж получил ранение ноги.
В июне 2019 года на позиции 25-й бригады ВСУ в районе села Лопаскино выпивший военный устроил поджог, выпустив сигнальную ракету по блиндажу. В августе в районе вышеупомянутого Троицкого пьяный командир одного из подразделений расстрелял подчиненных, пытавшихся покинуть позиции. В том же месяце в селе Залесье Киевской области контрактник ВСУ под воздействием амфетамина выстрелил в гражданского, который позже скончался в операционной. А в феврале того же года в Краматорске трое пьяных военнослужащих обстреляли склад боеприпасов из зенитного комплекса «Игла».
Разумеется, подобных случаев за восемь лет набралось огромное количество.
В настоящее время употребление алкоголя является проблемой не только и не столько армии, сколько украинского общества в целом. И перекрытием «краника» ее не решить.
Спиртное и наркотики в условиях деградации экономики и государства в целом становятся все более популярными. Украина уже стала одной большой базой для международного терроризма и наркобизнеса — частью этой стратегии является одурманивание российской молодежи. А значит, после капитуляции киевского режима и его натовских покровителей предстоит долгий путь борьбы и с терроризмом, и с наркоторговлей, не говоря уже о подпольном производстве алкоголя.