В то время как ситуация в экономике Молдовы близка к катастрофической, а рейтинги действующей власти стремительно падают, Майя Санду и ее команда всеми силами пытаются остаться на своих постах. В начале декабря парламент республики принял новый кодекс о выборах: с подачи западных «партнеров по развитию» теперь в бюллетенях нельзя использовать русский язык, зато введены преимущества для правящей партии. Официальный Кишинев осознает, что только такими методами можно удержать власть, ведь согласно проведенному недавно исследованию, молдаване окончательно разочаровались в «евроинтеграторах».
Майя Санду и партия PAS пришли к власти на волне возмущения авторитаризмом олигархического режима Влада Плахотнюка, пообещав покончить с коррупцией, провести реформу юстиции и добиться наступления «лучших времен» для страны и ее населения. Сегодня, спустя всего два года, они очень близки к тому, чтобы разочаровать абсолютно всех молдаван, которые отдали им свои голоса на последних выборах.
Происходит это по той простой причине, что «хорошие люди» из правящей партии не могут похвастаться никакими позитивными результатами своей деятельности. Ситуация в экономике может с полным правом квалифицироваться как катастрофическая.
С начала 2022 года в республике не открылось ни одного крупного или среднего предприятия. Молдова, являющаяся аграрной страной, на сегодняшний день не в состоянии обеспечивать саму себя по большинству позиций животноводства и вынуждена импортировать мясо птицы, молоко и молочные продукты, яйца и другие товары сельскохозяйственной отрасли.
Из-за дефицита и высокой стоимости энергоресурсов остановлены предприятия по переработке сельхозпродукции, которые когда-то составляли значительную часть молдавского экспорта. Существуют серьезные трудности с реализацией урожая винограда 2022 года.
Причиной всех этих проблем в первую очередь является внешняя политика руководства Молдовы, которая направлена на конфронтацию с Россией и открытую поддержку Украины, несмотря на нейтральный статус, зафиксированный в Конституции страны.
Инфляция в республике в 2022 году побила все рекорды, превысив 34%, что привело к резкому повышению цен на товары и услуги. Наиболее болезненным для населения стало удорожание продуктов питания и коммунальных услуг. Тарифы на газ и электроэнергию выросли в несколько раз, на бензин и дизельное топливо — вдвое.
Власти призывают людей экономить, но при этом плодят новые министерства и учреждают новые должности, а зарплата у Майи Санду и членов правительства повышается. В то же время в проекте бюджета на 2023 год пенсии проиндексированы всего на 14%, что является прямым нарушением закона, запрещающего индексировать пенсии меньше чем на величину инфляции в стране.
Министр финансов Дмитрий Будянский сообщил, что доходная часть бюджета составит 64,868 млрд леев, а расходная — 83,195 млрд. Таким образом, дефицит достигнет 18,327 млрд леев. По его словам, среднегодовая инфляция в 2023 году составит 15,7%. Он подчеркнул, что в такой ситуации «решение практически одно — кредитоваться столько, сколько возможно», а также проводить те реформы, «по которым расходы стали бы наиболее эффективными».
Магистральная инфраструктура Молдовы уже многие годы находится в плачевном состоянии. Большая часть подвижного состава железных дорог уже не подлежит эксплуатации и должна быть списана, но продолжает использоваться с риском для людей. Кроме Кишинева, в республике практически не ведется строительства и капитальной реконструкции автодорог, а отдельные проекты, которые осуществляются на западные кредиты, не носят системного характера.
Западные «партнеры по развитию», о которых так любят рассказывать Майя Санду и PAS, не инвестируют в реальный сектор экономики страны.
Денежные сборы на платформах поддержки Молдовы предназначены для помощи украинским беженцам, оплаты румынской электроэнергии, для поддержки многочисленных прозападных НПО, но никак не для развития инфраструктуры республики.
Запад, как обычно, старается пережить мировой кризис за счет ресурсов других стран. Это ярко видно на примере попыток ослабления и подчинения России и стремления втянуть Молдову в этот процесс в качестве «расходного материала», как уже произошло с Украиной.
При этом отношение к российской специальной военной операции в республике меняется, но не так, как хотелось бы правящей партии. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного в Молдове.
С 42% до 37% понизилось число молдаван, возлагающих вину на Россию, и с 44% до 36% — на Украину. Отвечая на вопрос, каким образом должны закончиться боевые действия, 50% опрошенных предлагают зафиксировать текущие территориальные потери Украины и признать их, а 36% считают, что Украина должна сражаться до конца.
При этом достаточно показательны антивоенные настроения граждан Молдовы в контексте возможного участия в военном конфликте — 73% выступают против получения страной оружия, опасаясь, что это спровоцирует втягивание республики в конфликт. Озабочен происходящим на Украине 31% населения Молдовы, в то время как низкой компетентностью молдавского правительства — 47%.
Почти 80% респондентов заявили, что их домохозяйство находится в сложной социально-экономической ситуации, причем у 30% не хватает средств на покрытие даже элементарных обязательных расходов.
Неудивительно, что, исходя из данных проведенного опроса, правительство PAS было названо наихудшим в истории независимой Молдовы. В принципе, об этом говорилось и раньше, но сейчас количество людей, разделяющих это мнение, увеличилось с 30% до 35%.
И сюрприз: 42,2% считают, что ответственность за тяжелую ситуацию в республике несет лично Майя Санду, в то время как на премьера Наталью Гаврилицу ответственность возлагают лишь 5,5%. Также 45% населения в существующем энергетическом кризисе винят главу государства, в то время как Россию, Путина и «Газпром» виновными считают только 25% опрошенных.
Еще одним очень неприятным для власти результатом стало то, что 55% респондентов высказались за проведение досрочных выборов парламента и 52% — за досрочное избрание президента.
Неприятным, но не неожиданным. В определенной степени эти результаты объясняют, для чего нужно постоянное продление чрезвычайного положения в Молдове — подобная ситуация не позволяет проводить выборы. И это неудивительно: только 26,9% молдаван проголосовали бы за действующую главу государства в ближайшее воскресенье. А если бы сейчас прошел повтор второго тура выборов 2019 года, то Санду бы получила 33% голосов, а ее конкурент Игорь Додон — 45%.
И вот в то время, когда ситуация в экономике страны близка к катастрофической, а рейтинги действующей власти стремительно падают, Майя Санду и ее команда приняли новый кодекс о выборах в надежде удержаться на своих постах.
Помимо того, что он дискриминирует русскоязычных жителей Молдовы (коих более 11% населения), так как исключает использование русского языка в бюллетенях, так еще и является откровенно коррупционным. Ведь в нем изменена схема назначения членов ЦИК, число которых сокращается с девяти до семи человек, а назначают их президент, парламент, правительство и Высший совет магистратуры. Все эти органы сегодня контролирует PAS. Такую «реформу» подвергла критике даже Венецианская комиссия Совета Европы.
И последнее: данные, полученные при опросе молдаван, можно было бы подвергнуть сомнению, но организация IMAS, которая его проводила, базируется в Бухаресте и находится под руководством ведущих румынских социологов и политологов. А их никак нельзя заподозрить в симпатиях к России или желании приукрасить существующую в Молдове реальность.