Интеграция систем образования остается важнейшей задачей сотрудничества России и Беларуси в рамках договоренностей о создании Союзного государства. Особенно актуальным это становится сегодня, в условиях гибридной войны, развязанной Западом против наших стран, в первую очередь направленной на то, чтобы овладеть умами молодежи. Взаимодействие между российскими и белорусскими вузами прогрессирует, а количество белорусов, обучающихся в России, с каждым годом растет, но все же остаются в этой сфере и нерешенные проблемы.
Единые стандарты в сфере образования являются важнейшим условием для обеспечения экономического и технологического суверенитета России и Беларуси, а также углубления интеграции в рамках Союзного государства. Без совместного воспитания молодежи в общем духе обеспечить выполнение этих задач невозможно. Молодые специалисты двух стран должны не только уметь общаться друг с другом на одном языке, но и иметь общее видение будущего.
Специальная военная операция на Украине и введенные санкции Запада показали, что экономики Беларуси и России нуждаются в качественном обновлении и повышении своей устойчивости. Более того, необходимо в целом менять приоритеты и подходы к развитию общества, а без мотивированной молодежи решить эти задачи не получится. Необходимую же мотивацию и подготовку молодые люди, как правило, приобретают в образовательных учреждениях.
Вот почему сегодня для Беларуси и России так важно приходить к единым стандартам в области образования, а также максимально расширять сотрудничество между вузами и налаживать обмен студентами. Важным шагом в этом направлении может стать и создание совместных белорусско-российских учебных заведений.
Прецеденты подобной интеграции уже есть. Так, в Минске работает филиал Российского государственного социального университета, выпускники которого получают дипломы российского образца. В Могилеве с 2003 года функционирует Белорусско-Российский университет (БРУ), созданный на основе Могилевского государственного технического университета и дающий образование по широкому спектру технических и экономических специальностей.
БРУ тесно сотрудничает с российскими вузами: налажены связи с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, Брянским и Новосибирским государственными техническими университетами, Государственным институтом русского языка имени А.С. Пушкина, а также Российским государственным гуманитарным университетом (РГГУ).
Этой осенью при БРУ был открыт совместный проект с РГГУ — Центр евразийских исследований им. А.А. Громыко. Здесь будут изучать интеграционные процессы в Союзном государстве, а также тенденции развития евразийского пространства. По словам ректора БРУ Михаила Лустенкова, задачей центра должна стать подготовка студентов, которые в перспективе станут руководителями совместных белорусско-российских проектов.
Россия остается самой востребованной среди белорусов страной для получения высшего образования.
Это обусловлено не только культурной близостью, но и тем, что граждане обеих стран обладают равными правами в этой сфере. Белорусские абитуриенты могут поступать в российские вузы на бюджетные места наравне с россиянами, а с 2021 года ряд университетов России засчитывает результат белорусского ЦТ за ЕГЭ.
Более того, в последнее время квоты на обучение для белорусской молодежи увеличены в 18 раз: в 2019 году было предусмотрено 73 места, в 2020 — 230, в 2021 — 700, в 2022 — 1100, а в 2023 году будет выделено уже 1300 мест. Наибольшей популярностью у абитуриентов из Беларуси пользуются прикладная математика, лечебное дело и менеджмент. Сейчас по квотам в России обучается около 4000 белорусов.
Только в 2021 году белорусские и российские вузы заключили 100 прямых договоров о сотрудничестве, а всего их насчитывается более полутора тысяч.
Два ведущих национальных научных фонда — Российский научный фонд и Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований — уже подписали подобное соглашение, благодаря чему регулярно будут поддерживаться наиболее значимые проекты молодых ученых России и Беларуси.
Прямое сотрудничество вузов и производственных компаний способствует созданию собственной школы кадров и отраслевых лабораторий (всего их в Беларуси более 90). Восемь таких лабораторий были созданы для НИОКР в области микроэлектроники совместными усилиями с Россией.
Нашими странами реализуется множество научных программ и проектов. В 2022 году планируется реализовать три из них — это космическая программа «Комплекс-СГ», «Интелавто» (системы бортовой электроники автотранспортных средств, превосходящие существующие мировые аналоги), «Компонент-Ф» (разработка новых образцов лазерной техники). На повестке дня вступление Беларуси в международный центр нейтронных исследований в Гатчине и обеспечение доступа к работе на самом мощном в мире исследовательском реакторе ПИК.
Однако на этом в целом позитивном фоне остаются и серьезные проблемы.
Одной из них является сохраняющаяся рассогласованность образовательных систем. Наиболее ярким проявлением этого считается различие в системе оценок — в России сохраняется пятибалльная шкала, в то время как в Беларуси перешли на десятибалльную.
Давней проблемой образования в обеих странах являются частые и зачастую весьма противоречивые реформы, которые проводятся без согласования друг с другом. Так, правительство Беларуси анонсировало очередной пересмотр правил поступления в вузы. Не приведут ли новые изменения к нарушению предыдущих договоренностей с Россией, в частности по признанию результатов белорусского ЦТ российскими вузами, вопрос открытый.
Если в области технических наук сотрудничество в целом развивается плодотворно, то о гуманитарной сфере этого сказать нельзя.
Так, приходится с сожалением констатировать, что российские студенты очень мало знают о Беларуси и происходящих там процессах. Аналогичным образом система белорусского гуманитарного образования преимущественно ориентирует студентов на сугубо внутреннюю проблематику, причем нередко в националистических интерпретациях, и практически не уделяет внимания историческим и культурным связям с Россией. Как следствие у молодежи не формируется восприятие наших стран как единого пространства с глубинными внутренними связями.
Между тем без общего гуманитарного пространства невозможны ни далеко идущие интеграционные процессы, ни совместное противостояние общим угрозам.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН