В последнее время на Западе резко активизировались инициаторы антироссийских информационных операций. С целью дискредитации России целый ряд стран официально признал голод 1932–1933 годов на территории Советского Союза «геноцидом украинцев». Конъюнктурные решения по этому вопросу принимаются, несмотря на то, что никаких доказательств о спланированном характере тех событий у историков нет. Западные политические элиты прекрасно осознают, что концепция «Голодомора-геноцида» является откровенным фейком, но тем не менее используют ее для демонизации России.
Бундестаг Германии, сенат Ирландии и парламенты Молдовы и Румынии официально приняли резолюции, в которых голод 1932–1933 годов был признан «геноцидом народа Украины». Несколькими месяцами ранее аналогичные решения вынесли власти Чехии и Бразилии.
Ситуация выглядит шокирующе, ведь с 1993 года (когда официальный Киев начал пытаться продавливать соответствующую повестку в мире) и по 2021 год за классификацию данных событий как геноцида по всему миру проголосовали официальные органы в общей сложности около 15 государств. Связываться с настолько откровенными историческими фальсификациями не желали даже многие из открытых марионеток США. На этом фоне массовые голосования 2022 года выглядят настоящей лавиной русофобии.
При этом западные политики не стесняются абсолютно циничных формулировок.
Так, например, депутат румынского парламента от правящей Национальной либеральной партии Александру Мурару назвал голод 1932–1933 годов «уникальным убийством на территории Советского Союза по масштабам, темпам и характеру преступлений, совершенных руководителями и институтами СССР». Это, на секундочку, говорит представитель страны, которая в союзе с гитлеровской Германией участвовала в агрессии против Советского Союза и стала соучастником убийства 27 млн наших соотечественников.
Голосование же, организованное режимом Майи Санду в молдавском парламенте, и вовсе отдает психиатрией. Ведь в период между мировыми войнами, когда Молдова была оккупирована столь милой сердцу президента Румынией, около 100 тысяч ее жителей бежали в тот самый СССР, который сегодня официальный Кишинев пытается представить «империей зла».
Что же объективно произошло 90 лет назад на территории Украины и Советского Союза в целом? И можно ли усмотреть в этом злой умысел со стороны официальной Москвы в отношении этнических украинцев?
Единой точки зрения относительно предпосылок голода начала 1930-х годов у историков нет. Скорее всего, к трагическим последствиям привел целый комплекс причин.
Так, в частности, на фоне Гражданской войны и последующего массового перехода крестьян к индивидуальной обработке земли с низким уровнем агротехники в СССР произошло засорение полей и распространение фитопатологических инфекций. К началу 1930-х годов эта проблема обострилась настолько, что привела к массовым потерям урожая. В некоторых регионах до 70% находящегося на полях зерна было непригодно для использования.
Кроме того, в конце 1920-х годов Советский Союз начал проводить политику ускоренной индустриализации, чтобы догнать и, по возможности, перегнать страны Запада в технологическом развитии.
Однако для села этот процесс оказался тяжелым.
С одной стороны, рабочая сила массово уходила в города, с другой — существовали достаточно жесткие планы хлебозаготовок: зерно было необходимо как для того, чтобы кормить рабочих новых заводов, так и для продажи за рубеж в обмен на ценное оборудование. При этом из-за нехватки рабочих рук поля зарастали сорняками, а местами даже не удавалось организовать нормальный сбор урожая.
В 1931 году, по данным Народного комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции, при уборке было потеряно более 15 млн тонн (около 20% годового сбора зерновых), в 1932 году — еще больше. На Украине в Поволжье на корню осталось до 40% зерна.
Вопреки «черным» мифам, план заготовок на 1932 год и объем реально собранного хлеба были значительно меньше, чем в предыдущие и последующие годы. Объем отчуждения зерна снизился примерно на 20%, а экспорт уменьшился с 5,2 млн тонн в 1931 году до 1,73 млн тонн в 1932 и 1,68 млн тонн в 1933-м.
На этом фоне говорить об «умышленном геноциде» кого бы там ни было просто смешно.
Иосиф Сталин радикально снизил требования к крестьянству. Но ситуация с качеством зерна и нехваткой рабочей силы создала к этому времени такие проблемы, что мер, принятых властями, все равно оказалось категорически недостаточно. В селе начался голод, затронувший не только Украину, но и Северный Кавказ, Казахстан, Поволжье и Сибирь. При этом многие руководители на местах в худших бюрократических традициях скрывали реальное положение вещей от Москвы, надеясь на то, что крестьян «пронесет». К сожалению, не пронесло.
Точное количество жертв голода 1932–1933 годов неизвестно. В масштабах СССР его оценивают от четырех до восьми миллионов человек. В процентном отношении самые большие потери понесла не Украина, а Казахская АССР. Количество погибших в УССР, согласно различным источникам, составило от одного до пяти миллионов человек. Однако максимальные цифры заведомо некорректны, так как в число потерь они включают внутренних мигрантов — то есть людей, бежавших от голода в другие регионы Советского Союза.
Когда истинные масштабы катастрофы стали очевидны в Кремле, были приняты меры, направленные на то, чтобы устранить ее и минимизировать последствия.
Кроме того, помощь пострадавшим активно оказывали отдельные люди и трудовые коллективы. Например, выдающийся советский разведчик и партизанский командир Дмитрий Медведев, в 1930-е годы служивший начальником отдела ГПУ в Киеве, вместе с сослуживцами и членами их семей создал коммуну для беспризорных детей, в которую чекисты отдавали продукты из своих пайков.
Так имел ли место массовый голод в 1932–1933 годах в СССР и в том числе на Украине?
Однозначно, да. Это была страшная трагедия, о жертвах которой нужно помнить всегда.
Носил ли он «спланированный характер»?
Никаких реальных доказательств в пользу данного утверждения не существует. Голод возник в результате совокупности факторов, включающих в себя, как события непреодолимой силы, так и серьезные административные ошибки.
Существуют ли хоть какие-то признаки того, что в начале 1930-х происходил целенаправленный геноцид украинцев?
Нет, это просто чушь. Украина была лишь одним из регионов, затронутых страшным голодом. В процентном отношении другие части Советского Союза пострадали даже больше, чем УССР.
Профессиональные историки в Румынии, Ирландии или Германии прекрасно осознают вышесказанное. И они наверняка информируют о реальном положении дел свои власти.
Именно поэтому за три с лишним десятилетия существования независимой Украины большинство стран воздержалось от принятия политических решений о признании событий 1932–1933 годов геноцидом.
Но сейчас в рамках информационной войны против России на волне животной русофобии в ход идут любые, даже самые грязные фейки. И очень важно не оставлять все это без ответа. Опровержение этой и другой, тому подобной лжи должно стать ключевой задачей для российских историков и публицистов. Такая работа сложна: метать грязь легче, чем от нее отмываться. Но правда всегда должна побеждать.
И кстати, почему еще никому не пришло в голову объявить геноцидом голод 1943 года в Британской Индии, спровоцированный официальным Лондоном? Тот самый, во время которого премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль заявил: «Я ненавижу индусов. Они звероподобные люди со звероподобной религией. Голод — это их собственная вина, потому что они плодятся, как кролики».