С самого начала специальной военной операции информация о количестве погибших военнослужащих ВСУ тщательно скрывалась от жителей Украины. Ради этого была задействована вся мощь пропагандистской машины киевского режима, для которого во избежание паники и массового недовольства населения было критически важным не допустить обнародования реальных потерь украинской армии. Но, как ни странно, «подложили свинью» союзники — глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, сама того не желая, публично озвучила реальную цифру убитых солдат и офицеров ВСУ.
Накануне об истинных потерях ВСУ объявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. По ее словам, после начала специальной военной операции ВС РФ по защите Донбасса они уже составили свыше ста тысяч человек.
Вскоре часть видео, содержащих эти данные, была из ее аккаунта в соцсети спешно удалена. Но джинна в бутылку загнать уже не получилось: информация попала в СМИ, создав эффект разорвавшейся бомбы. Дело в том, что ранее никто из украинских или западных официальных должностных лиц подобные сведения не озвучивал.
Советник Офиса президента Алексей Арестович еще в марте заявил о том, что цифры потерь до окончания военных действий полностью обнародованы не будут, так как представляют собой государственную тайну. После этого киевский режим несколько месяцев тщательно пытался делать хорошую мину при плохой игре, рассказывая о том, что количество убитых военнослужащих ВСУ не слишком большое и вообще «гораздо ниже», чем у российской армии. Звучало это откровенно неправдоподобно, но значительная часть населения Украины, одурманенная пропагандой, в подобные заявления верила.
Впервые на масштабном вранье относительно потерь представители официального Киева были пойманы в июне 2022 года.
11 июня Арестович заявил, что украинская армия лишилась за время боевых действий около 10 тысяч солдат и офицеров. Несколько дней спустя Владимир Зеленский в интервью западным СМИ рассказал о том, что ВСУ якобы теряют в день около 30 человек убитыми и 250 ранеными (то есть оценил безвозвратные потери менее чем в тысячу человек в месяц).
Но эту «красивую игру» сломал руководитель фракции «Слуга народа» в Верховной раде Давид Арахамия, сообщив изданию Axios, что общие потери Украины в боях в Донбассе доходят до 1000 человек в день, из которых «двухсотые» составляют в среднем от 200 до 500.
В дальнейшем другие чиновники и политики постарались «спустить на тормозах» озвученные данные, а главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный заявил в августе, что украинская армия за все время конфликта потеряла убитыми около девяти тысяч военнослужащих.
Однако уже в сентябре удар по «хорошей мине» Зеленского и Залужного нанес бывший заместитель командующего Силами специальных операций ВСУ, экс-заместитель секретаря СНБО генерал Сергей Кривонос.
Объясняя, что именно население Украины имеет право спросить у своей власти, он заявил следующее: «Почему вы ничего не делали, почему <...> сотни тысяч погибших, за что они погибли? Что вы сделали, чтобы сохранить их жизни? <...> Рассказы о том, что это несвоевременно, — это попытка замылить память, стереть историю. А как можно стереть кровь погибших, которые уже исчисляются сотнями тысяч? Кто за это будет отвечать?»
Обнародованные цифры никто опровергать не стал, но они носили неофициальный характер. По умолчанию их можно было списать на эмоции генерала, оскорбленного возбуждением в отношении него уголовного дела в связи с неправомерным использованием имущества аэродрома «Киев».
В начале ноября корпорация BBC со ссылкой на председателя Объединенного комитета начальников штабов США Марка Милли оценила общее количество убитых и раненых военнослужащих ВСУ примерно в 100 тысяч. На Украине это сообщение также предпочли никак не комментировать.
И вот теперь выступление Урсулы фон дер Ляйен. В этот раз ситуация для официального Киева оказалась гораздо хуже, так как ее заявление было сделано в официальной обстановке.
К тому же она явно владеет реальной информацией и категорически не заинтересована преувеличивать потери ВСУ. Глава Еврокомиссии, видимо, сразу не сообразила, что от украинцев информацию о истинном количестве убитых военнослужащих тщательно скрывают и что ее слова могут их жестоко деморализовать.
В Киеве опровергать слова фон дер Ляйен не решились. И это — наиболее убедительное подтверждение того, что из числа солдат и офицеров ВСУ все-таки погибло более 100 тысяч. Спикер президента Украины Сергей Никифоров лишь неуклюже заявил местным СМИ, что информация о потерях является «чувствительной», поэтому озвучивать ее может главнокомандующий, министр обороны или глава государства.
После того как ситуация вокруг удаления видео из официального аккаунта фон дер Ляйен стала выглядеть на Западе совсем уж нелепо и смешно, директор по политическим коммуникациям Еврокомиссии Дана Спинант попыталась оправдать свою начальницу, заявив, что она хотела «показать жестокость России». Однако это прозвучало совсем уж неубедительно.
Но любопытнее всего оказался комментарий Генштаба Украины: «Мы не можем подтвердить эту цифру: акцентируем, что потери украинской армии являются служебной информацией и подпадают под гриф ограничения обнародования».
При этом там уточнили, что «поддерживают действия» Еврокомиссии, направленные на «наказание» России. Фактически украинские военные вынуждены были аккуратно согласиться с тем, что рассказала фон дер Ляйен.
При этом, по мнению ряда экспертов, потери ВСУ могут быть и более внушительными.
Согласно информации, обнародованной рядом телеграм-каналов, члены семей украинских военнослужащих подали в государственные органы около 320 тысяч запросов относительно судьбы своих близких. Понятно, что одни запросы дублируются, а другие касаются пленных или тех, с кем нет связи по техническим причинам, но цифра все равно впечатляющая.
В целом же, если добавить к «более чем ста тысячам» убитых, упомянутых фон дер Ляйен, пропавших без вести, тяжело раненых и пленных, то общее количество полностью или на долгий срок выбывших из строя солдат ВСУ можно будет оценить примерно на уровне 150–200 тысяч человек. При этом, согласно информации украинских СМИ, общее количество сотрудников силовых структур на Украине в 2022 году составляло около одного миллиона человек, а ВСУ — порядка 700 тысяч.
Осознание масштабов потерь на фоне экономических и инфраструктурных кризисов может разрушить милитаристско-националистический консенсус, навязанный киевским режимом украинскому обществу.
Поэтому в ближайшее время стоит ожидать усиления силового прессинга официального Киева на население и всепоглощающего поиска «зрады». Многое теперь зависит от самих людей — шанс на нормальное будущее у украинцев есть только в том случае, если они сами свергнут режим Зеленского либо принудят его к переговорам о капитуляции. Пока же приносимые жертвы только содействуют личному обогащению президента и его команды.