Смена власти в Конгрессе США грозит тем, что Украина рискует лишиться не только значительной части внимания, но и выделяемых средств. У республиканцев совершенно другие приоритеты во внешней политике, нежели у демократов, поэтому все «плюшки» вскоре могут достаться новому «союзнику» Киева — режиму во главе с Цай Инвэнь на Тайване. Обе марионетки необходимы американцам для борьбы на два фронта против России и Китая. Но уже совершенно очевидно, что Вашингтон не в состоянии вести ее одновременно, и рано или поздно фокус внимания в этом противостоянии придется сместить с Европы на Юго-Восточную Азию.
Согласно опубликованной в октябре новой Стратегии национальной безопасности, США намерены укреплять связи с демократическими союзниками и партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе и Европе. Главными же противниками названы РФ и КНР. Но роль Москвы и Пекина оценивается американцами по-разному. Если Россия указана в качестве непосредственного противника действующего миропорядка, то Китай характеризуется как единственная держава, способная его изменить путем наращивания экономической, дипломатической, военной и технологической мощи.
Но, как показали ход специальной военной операции (СВО) на Украине и последствия введенных антироссийских санкций, обернувшихся мировым экономическим кризисом, коллективному Западу все сложнее вести борьбу на два фронта.
А выборы в Конгресс США продемонстрировали, что американские элиты не могут определиться, борьба с каким противником более приоритетна в новых условиях.
Если переворот на Майдане в 2014 году произошел при демократе Бараке Обаме, то отношения с Китаем у США начали стремительно ухудшаться при республиканце Дональде Трампе, которого Украина не особо интересовала. Кроме того, политика Трампа в отношении НАТО и желание найти общий язык с Владимиром Путиным откровенно раздражали западную прессу, которая пыталась обвинять его в дружбе с «диктаторами» и пренебрежении к своим союзникам.
Именно при 45-м президенте США госсекретарь Майк Помпео произнес в музее-библиотеке Ричарда Никсона знаменитую антикитайскую речь, которую позже окрестили «Фултонской речью 2.0». Также он призывал собрать так называемую «коалицию демократий» для «крестового похода» против КНР, но успеха на этом направлении не достиг.
Вопрос военной поддержки Тайваня при прежнем главе Белого дома столь остро не стоял. Этот «кейс» — дело рук администрации Джо Байдена, поскольку Трампа больше интересовал вопрос денуклеаризации Северной Кореи, а также дестабилизация Гонконга путем поддержки уличных протестов в связи с принятием закона об экстрадиции и местного закона о национальной безопасности.
При демократах фокус внимания внешней политики США снова сместился на Украину. Причем еще до начала СВО западная пропаганда начала готовить свою аудиторию, отождествляя положение Киева и Тайбэя.
Но если в Восточной Европе имеется целый выводок проамериканских режимов, готовых гадить России по поводу и без, лишь бы угодить сюзерену, то в Юго-Восточной Азии у американцев большие проблемы. Китай активно развивает сотрудничество со странами АСЕАН и вытесняет США и Австралию из Океании, которую Вашингтон привык считать своей вотчиной, и воспринимает действия Пекина как агрессивную экспансию.
В начале июня министр иностранных дел КНР Ван И в беседе с индийским коллегой Субраманьямом Джайшанкаром заявил о неправильности отождествления ситуации на Украине и на Тайване: «Некоторые страны отмечают принцип суверенитета по украинскому вопросу, но при этом продолжают оспаривать суверенитет Китая и принцип одного Китая относительно тайваньского вопроса и даже намеренно создают напряженность в районе Тайваньского пролива, что, очевидно, является вопиющим примером применения двойных стандартов».
Прибыв в начале августа с визитом в Бангладеш, глава МИД Китая отметил, что после визита спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань США будут использовать остров для наращивания военного присутствия в регионе.
И правда, американцы продолжают спешно поставлять Тайбэю вооружение, как это было и в случае с Киевом. Согласно их плану, вооруженная до зубов местная армия должна эффективно противостоять Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Но не нужно быть военным экспертом, чтобы понимать, что потенциалы КНР и тайваньского режима абсолютно несопоставимы.
В Тайбэе пристально наблюдают за СВО и пытаются сделать для себя некоторые выводы о том, как вести борьбу с НОАК. Но там точно так же, как и в Киеве, не учитывают, что рано или поздно США их бросят, когда издержки станут для хозяина неприемлемыми. Именно это и происходит сейчас на Украине.
Ранее член комитета Палаты представителей США по вопросам вооруженных сил Мэтт Гейц уже заявил: «Дни неограниченной финансовой помощи Украине подходят к концу». Понимая это, демократы пытаются напоследок добиться от Конгресса выделения дополнительной денежной поддержки для трещащей по швам украинской экономики.
О ее реальном состоянии недавно напомнил спикер Госдумы Вячеслав Володин. В настоящее время бюджет страны почти на 40% формируется за счет иностранных кредитов и займов, а в следующем году данный показатель составит 58%. На какие деньги режим Зеленского будет существовать в дальнейшем?
Подачек от США на прежнем уровне уже не будет. По словам республиканца Майкла Маккола, который в будущем может возглавить комитет Нижней палаты Конгресса по иностранным делам, его партия намерена ужесточить контроль за выделением новых средств Украине.
В то же время он подчеркнул, что на украинском направлении ожидает помощи и от партнеров по НАТО. Согласно недавнему заявлению главы евродипломатии Жозепа Борреля, ЕС поставил Киеву оружия на восемь миллиардов евро, что составляет 45% от американских вложенийй. И, как показала последняя встреча в формате «Рамштайн», европейцам все сложнее поддерживать Украину.
Самому же Евросоюзу Bloomberg уже предрекает банкротство. Впрочем, это не такая уж и новость — скорее констатация факта. Учитывая обреченность киевского режима, нельзя исключать, что украинский и европейский кризисы в будущем сольются в один.
Понимая, что поддерживать Киев в дальнейшем будет все сложнее, демократы пытаются принудить Зеленского к переговорам с Москвой, но их неадекватные подопечные, видимо, не понимают всю серьезность расклада. Судя по последним заявлениям президента Украины, он не намерен сбавлять обороты и желает воевать с Россией до конца.
Но с января 2023 года внимание Вашингтона, скорее всего, снова сосредоточится на Китае, который Маккол назвал главной угрозой национальной безопасности США. И Украине надо будет очень постараться, чтобы выдержать конкуренцию с Тайванем за внимание западных патронов.
На данный момент уже известно, что сменщик Пелоси в Палате представителей республиканец Кевин Маккарти намерен возглавить поездку представителей Конгресса на остров. Также он планирует создать специальный комитет в целях вредоносной деятельности в отношении Китая по ряду вопросов — от торговли и национальной безопасности до происхождения коронавируса.
Кроме того, при двухпартийной поддержке уже формируется пакет военной помощи Тайваню, детали которого дорабатываются в обязательном для принятия Законе о разрешении национальной обороны. Документ предусматривает ежегодные поставки боеприпасов на сумму в миллиард и оружия на сумму до двух миллиардов долларов в течение пяти лет. Пока что это лишь планы, но дыма без огня не бывает.
После инцидента в польском Пшеводуве и последовавших за этим новостей можно сделать вывод, что Киев своими действиями все более подрывает доверие Белого дома.
В условиях обострения внутренней политической борьбы в США, растущего дефицита вооружений и инфляции американским марионеткам не стоит рассчитывать на столь щедрые подачки, как ранее.
Теперь придется за них конкурировать. А учитывая непредсказуемость процессов в головах тех, кто заседает в Киеве, вполне можно ожидать, что тайваньским властям только предстоит осознать, какого нового союзника им довелось заполучить.