Доведя страну до экономической катастрофы, команда Майи Санду не собирается останавливаться на пути к «евроинтеграции». Складывается ощущение, что власти Молдовы, не имея навыков для выправления ситуации в экономике, решили пойти «простым» путем — потерять суверенитет и войти в состав Румынии, гражданами которой является практически все руководство республики. В последнее время риторика и действия официального Кишинева, а также заявления и советы «уважаемых партнеров» из НАТО и ЕС указывают на то, что скоро в Европе одним независимым государством может стать меньше.
В своей избирательной кампании на досрочных парламентских выборах в 2021 году проевропейская партия «Действие и солидарность», которая на молдавском языке сокращенно обозначается как PAS, обыграла свое название в лозунге pas cu pas — «шаг за шагом», обещая постепенное наступление в стране «хороших времен».
Но, как уже стало очевидно, реальность явилась не хорошей, а прямо противоположной по значению. Сегодня Молдова, как и при режиме Влада Плахотнюка, оказалась во власти группы временщиков, которые грабят страну и ее население еще более нагло и цинично, чем это было при олигархе.
Складывается ощущение, что ввергнуть молдаван в нищету и лишить перспективы на будущее — это часть какого-то хитрого плана команды Майи Санду.
Экономическая катастрофа, которая, по сути, уже накрыла Молдову, — не единственная беда, обрушившаяся на республику с приходом к власти «евроинтеграторов». Помимо этого, сегодня страна фактически находится под внешним управлением, а ее «независимость» является формальной и номинальной.
Наверное, кому-то может показаться не только странным, но и просто невероятным, что все высшее руководство Молдовы состоит из лиц, имеющих гражданство другого государства — Румынии — и присягнувших блюсти его интересы. Президент Майя Санду, премьер Наталья Гаврилица, спикер парламента Игорь Гросу, а также члены правительства, депутаты PAS и глава Конституционного суда имеют впридачу к молдавскому паспорту еще и румынский, и этот факт абсолютно не скрывается.
Более того, сегодня во всех министерствах и государственных ведомствах вплоть до Администрации президента официально работают западные советники. Абсолютно всем понятно, что местные чиновники представляют собой попросту «говорящие головы», которые озвучивают решения, получаемые ими уже в готовом виде. Надо ли тогда удивляться тому, что все действия руководства республики направлены не просто на развитие отношений с Румынией, а на интеграцию Молдовы в румынское энергетическое, военное и политическое пространство?
Собственно, именно этим и объясняется тот курс, который проводит действующая молдавская власть.
Особенно отчетливо это проявляется в отношении к специальной военной операции (СВО). Вместо того чтобы занять нейтральную позицию, как и полагалось бы государству, в Конституции которого зафиксирован принцип постоянного нейтралитета, Кишинев фактически открыто принял сторону Киева.
Параллельно Молдова делает все возможное для ускоренного сближения с НАТО, хотя именно планы по его дальнейшему расширению и стали причиной того, что Россия была вынуждена начать СВО на Украине. Сегодня одним из доводов молдавского руководства, оправдывающего нарушение нейтралитета, является присутствие российской миротворческой миссии в Приднестровье, которую, искажая все возможные факты, называют «оккупационной».
При этом в последнее время в Кишиневе заговорили о возможности выхода из соглашения 1992 года, согласно которому ВС РФ охраняют мир на Днестре. Судя по риторике официальных лиц Молдовы, не исключено размораживание вооруженного конфликта, в чем крайне заинтересован киевский режим.
Все антироссийские выпады молдавского руководства носят настолько откровенный характер, что без труда просматривается «общая методичка», по которой действуют Киев и Кишинев. Особенно ярко это проявилось в связи с эпизодами, когда применение украинской ПВО вызывало поражение мирных поселений.
В конце октября в Наславче — населенном пункте, расположенном на севере Молдовы рядом с границей Винницкой области, упала ракета. В результате в нескольких домах были выбиты стекла, никто из людей не пострадал. Майя Санду сразу же выступила с заявлением о том, что эта ракета была российской. Однако никаких доказательств, например, в виде обломков, предъявлено не было. Более того, Министерство обороны республики не подтвердило факт нарушения воздушного пространства страны российскими ракетами. Буквально через две недели аналогичная провокация была предпринята Украиной в отношении Польши.
Эти случаи стали поводом для Кишинева «озаботиться» развитием противовоздушной обороны. При этом не принимается во внимание, что системы ПВО — это очень дорогое удовольствие. Даже если у Молдовы появятся на него деньги, страна сможет получить такую систему лишь через несколько лет.
«Соответственно, производство комплексной системы с оборудованием радиолокации ПВО займет минимум от трех до семи лет», — отчитался министр обороны Анатолий Носатый.
И вот тут на помощь «неожиданно» подоспели западные эксперты.
Румынский специалист по обороне и безопасности Клаудиу Дежерату заявил, что Молдове необходима стратегия расширения возможностей обнаружения, наблюдения и мониторинга воздушного пространства с помощью современных радаров, совместимых с аналогичными системами в соседних Румынии и на Украине. Такая военная совместимость, по его словам, может значительно повысить эффективность национальной противовоздушной обороны республики.
Также он считает, что Молдова нуждается в постоянной службе воздушной полиции: «В отсутствие истребителей Молдова могла бы рассмотреть возможность организации международной службы воздушной полиции. О такой возможности говорил евродепутат Нику Фэлкой, член комитета по обороне парламента Румынии».
Дежерату предложил три возможных варианта подобной кооперации:
— патрулирование воздушными полицейскими самолетами от другого государства, с которым Молдова могла бы заключить двустороннее соглашение;
— услуги воздушной полиции, оказываемые группой государств на основании многостороннего соглашения;
— услуги воздушной полиции, оказываемые Европейским союзом в рамках европейской военной миссии с участием нескольких стран — членов ЕС.
Фактически Молдове навязывают порядок, при котором небо над «нейтральной» страной будет контролировать НАТО в лице соседней Румынии.
И дело тут уже не только в грубейшем нарушении нейтралитета, но и в предоставлении полного суверенитета над воздушным пространством другому государству. Впрочем, для Санду и прочих представителей прозападного руководства это государство не является «другим».
И еще одна новость. На прошлой неделе было принято крайне интересное постановление правительственной Комиссии по чрезвычайному положению, которое функционирует и продлевается практически беспрерывно все время пребывания партии PAS у власти.
На время действия ЧП специалисты по охране высокопоставленных лиц, сопровождающие иностранные делегации, получили право ввозить в Молдову автоматическое огнестрельное оружие. Таким образом, в отступление от положений молдавского законодательства им будет разрешено ввозить, носить и — внимание! — использовать на территории республики подобное вооружение из своей экипировки.
Учитывая, что при нынешней власти в страну приезжают исключительно западные делегации, такое послабление выглядит особенно интересно.
Вот так, pas cu pas («шаг за шагом»), Молдова сдает свой суверенитет и превращается в колонию Запада в целом и Румынии в частности.