×
Политика Политика

Потомки коллаборантов и бывшие агенты КГБ: кто сегодня управляет Прибалтикой

Источник изображения: 24tv.ua

Политическая «элита» Прибалтийских республик — очень интересный объект исследования. При изучении вопроса всплывают занятные факты о том, кто и за какие «заслуги» получает высшие посты в государственных структурах Литвы, Латвии и Эстонии. Понятно, что в основном это закоренелые русофобы, которые вскармливались под чутким руководством заокеанских «благодетелей». Узнав биографию руководителей стран Прибалтики, начинаешь понимать, почему они формируют в обществе русофобские настроения и культивируют ненависть к советскому прошлому, тратя на это всю свою энергию и совершенно не занимаясь реальными проблемами населения.

Если провести хотя бы самый поверхностный анализ, то становится понятно, что политические «элиты» Литвы, Латвии и Эстонии в основном формируются из двух категорий политиков:

— выходцы из советской номенклатуры и потомки партийных и государственных деятелей СССР;

— потомки политэмигрантов и коллаборационистов, боровшихся с советской властью в период Великой Отечественной войны.

У каждой из этих групп есть свои причины ненавидеть СССР и Россию.

«Советское клеймо» прибалтийских политиков

На постсоветском пространстве немало политиков разного уровня, которые не скрывают, что они или их родственники работали в органах государственной власти СССР, в том числе на высоких должностях. Взять хотя бы первого заместителя председателя Комитета Государственной думы по международным делам Вячеслава Никонова, являющегося внуком выдающегося советского партийного и государственного деятеля, дипломата Вячеслава Молотова. Он писал книги о своем знаменитом деде и участвовал в различных посвященных ему передачах.

Совсем по-другому обстоят дела в Прибалтике. В местной политической «элите» довольно много бывших сотрудников органов власти СССР, включая агентов КГБ, а также членов их семей. Этот факт сегодня воспринимается ими как своего рода клеймо.

Достаточно вспомнить, например, премьер-министра Эстонии Каю Каллас, которая является дочерью Сийма Калласа, занимавшего высокие посты в Эстонской ССР и состоявшего в КПСС. Ей грех жаловаться и говорить о «трудном советском детстве» (что она, кстати, регулярно делает), ведь ее отец принадлежал к высшему политическому классу и даже возглавлял эстонское республиканское отделение государственного Сбербанка СССР.

Конечно, можно сказать, что мать премьер-министра в раннем возрасте была отправлена в ссылку в Сибирь, то есть пострадала от советской власти. Но на то были причины, ведь она являлась членом семьи участника национального военного формирования «Омакайтсе», воевавшего на стороне нацистской Германии. К тому же это не сказалось на ее дальнейшей жизни, потому что Кристи Каллас в 10-летнем возрасте вернулась на родину, где впоследствии сделала успешную карьеру в сфере медицины.

Схожая ситуация и у нынешнего главы МИД Литвы Габриэлюса Ландсбергиса, который является внуком Витаутаса Ландсбергиса, занимавшего высокие посты не только в постсоветской Литве, но и в СССР.

Разве можно назвать всех этих людей пострадавшими от советской власти? Разве не «оккупационный» коммунистический режим дал возможность им и их родственникам построить успешную карьеру?

Казалось бы, эти политики должны как минимум сохранять нейтральное отношение к периоду социализма, но они стремятся к тому, чтобы быть в авангарде антисоветского и, по сути, русофобского угара. Как бы оправдываясь перед собой и обществом за свое прошлое, они активнее других ведут борьбу с историческим наследием СССР. Такая линия поведения выбрана ими, чтобы оставаться в националистическом мейнстриме и не терять поддержку избирателей и западных кураторов.

Чтобы хоть как-то скрыть свои «преступные» связи с Советским Союзом, прибалтийские политики идут на различные ухищрения.

Так, например, в 2015 году парламент Литвы принял решение, согласно которому на 75 лет засекречиваются все данные об агентах КГБ в стране, подтвердивших факт своего сотрудничества с органами государственной безопасности СССР. Таковых в республике оказалось более полутора тысяч человек. Авторы законодательной инициативы заявили о том, что их главная задача сводится к защите своих граждан: «Необходимо защитить интересы лиц, добровольно признавшихся в сотрудничестве с советской госбезопасностью и другими подобными структурами».

До 2015 года в отношении признательных заявлений бывших агентов спецслужб действовал общий порядок, установленный для секретных документов: материалы с грифом «секретно» не разглашались в течение 15 лет, с грифом «совершенно секретно» — 30 лет. Теперь же что-то узнать о бывших агентах КГБ в Литве можно будет только в далеком 2090-м году, когда это будет никому особо не нужно, да и самих этих людей не останется в живых.

Неслучайно подобное решение литовский парламент принял тогда, когда президентом была Даля Грибаускайте, которую многие политические оппоненты подозревали в работе на КГБ. Пикантности ситуации придает тот факт, что из ее личного дела исчезло больше десятка страниц, которые до сих пор не обнаружены и, вероятно, уже никогда не найдутся.

Считается, что с чекистами сотрудничали и представители политической «элиты» других Прибалтийских республик.

К примеру, в возможной работе на советские спецслужбы был в свое время уличен латвийский политик Ивар Годманис, лидер Народного фронта, возглавлявший Совет министров страны в 1990–1993-х годах. Нельзя сказать, что именно это обстоятельство стоило ему карьеры, если учесть, что он и так допускал много ошибок, но в глазах латвийских националистов даже слухи о сотрудничестве отдельного политика с КГБ автоматически превращают его в политический труп.

Неудивительно, что высокопоставленные чиновники в Латвии, как и их коллеги в Литве и Эстонии, тщательно зачищают архивы, пытаясь всеми средствами уничтожить компрометирующие их материалы. Вот и дело о работе на советские спецслужбы Ивара Годманиса в свое время таинственным образом исчезло. Ведь никто не должен узнать о порочащих связях прибалтийских лидеров с «кровавым» коммунистическим режимом.

Кровная месть как политический капитал

Политические режимы стран Прибалтики после распада СССР во многом были сформированы политэмигрантами и их потомками, вернувшимися домой. Достаточно посмотреть на Латвию, где ключевые позиции в руководстве занимают выходцы именно из этой среды. Например, президент Эгилс Левитс имеет гражданство ФРГ, а премьер-министр Кришьянис Кариньш — США. Понятно, какую политику будут проводить такие люди. 

При этом у многих представителей местных «элит» родственники в годы Великой Отечественной войны сражались на стороне нацистской Германии, что тоже сказывается на их идеологии.

К примеру, отец советника президента Латвии по национальной безопасности Яниса Кажоциньша служил офицером в латышском легионе ваффен СС, в частности отвечал за вербовку несовершеннолетних латышей в военизированные подразделения латвийских националистов и в структуры вермахта.

Когда Индулис Кажоциньш попал в советский плен, он выдал себя за немца, а после освобождения был направлен в Германию, откуда перебрался в Великобританию, где и родился его сын Янис. Сегодня, находясь на высоком посту, он заботливо чтит память о своем отце и о других «героических борцах за независимость Латвии».

Борьба таких политиков с Россией как правопреемницей СССР, снос памятников бойцам Красной Армии, реабилитация нацизма, поддержка украинских националистов и поставка оружия на Украину — это своего рода попытка реванша за поражение во Второй мировой войне.

Они как бы стремятся отомстить за своих родственников, которые воевали против Советского Союза в составе военизированных формирований Третьего рейха. Это очень хорошо вписывается в нынешнюю политическую повестку и позволяет подобным деятелям занять место в высших эшелонах власти. При этом США на протяжении 30 лет умело держат политэмигрантов «на крючке», в том числе используя компромат на нацистских пособников и их потомков, заставляя их реализовывать антироссийскую стратегию, даже если это невыгодно народам стран Прибалтики.

Подводя итог, можно сказать, что местные «элиты» в своей массе представляют собой гремучую смесь из предателей и коллаборационистов, для которых СССР, а значит, и Россия — враг номер один.

Пока эти люди у власти, в Латвии, Литве и Эстонии ничего не изменится к лучшему, ведь они целенаправленно будут формировать в обществе русофобские настроения и культивировать ненависть к советскому прошлому, тратя на это всю свою энергию и совершенно не занимаясь реальными проблемами населения. Можно не сомневаться, что заграница им в этом поможет. Именно осознание этого факта греет душу прибалтийским политикам и заставляет их вести свою «героическую» борьбу как с наследием СССР, так и с современной Россией.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Расплата за антироссийскую политику: экономика Прибалтики рушится
3 ноября 2022
Интервью с доктором экономических наук, профессором кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, ведущим научным сотрудником Института проблем региональной экономики Российской академии наук Николаем Межевичем.
Межевич оценил возможность российского «вторжения» в Прибалтику
3 ноября 2022
НАТО не будет защищать страны Балтии в случае возможного «вторжения» России. Такое мнение высказал доктор экономических наук Николай Межевич.
Экономист предрек катастрофу странам Балтии
3 ноября 2022
Странам Балтии грозит экономическая катастрофа. Об этом в ходе всероссийского круглого стола «Путь к исторической правде. Россия и Балтия» заявил доктор экономических наук Николай Межевич.
Президент университета напомнил Литве о территориях, полученных благодаря Сталину
3 ноября 2022
Не существует документов, которые бы свидетельствовали о передаче Литве Клайпеды, в прошлом города Мемеля. Об этом заявил президент БФУ им. И. Канта Андрей Клемешев.
Новости партнёров