Нынешнее руководство Молдовы, несмотря на прописанный в Конституции республики нейтральный статус, всеми силами стремится от него избавиться. Вопреки желанию большей части населения Майя Санду предоставляет территорию страны для совместных с НАТО военных учений, а также позволяет перевозить из Румынии на Украину грузы для нужд ВСУ. Более того, глава государства недавно вполне недвусмысленно дала понять, что Молдову может ждать мобилизация. Все это говорит о том, что в стремлении угодить западным покровителям молдавские власти плюют на мнение своих граждан и готовы ввергнуть страну в вооруженный конфликт.
В Конституции Молдовы, принятой в 1994 году, прописан статус нейтралитета, не допускающий размещения на ее территории вооруженных сил других государств. Несмотря на это, в том же году республика присоединилась к программе «Партнерство ради мира» под эгидой НАТО.
Чуть позже в Кишиневе был открыт «Центр документации НАТО» — своеобразная резидентура и пункт наблюдения военного блока, одним из предназначений которого стало проведение агитации и пропаганды в целях изменения общественного мнения в пользу прозападного курса развития. Тем не менее за все время деятельности этого подразделения особых успехов достичь ему не удалось — на сегодняшний день больше половины граждан республики выступают против отказа от нейтралитета и вступления страны в НАТО.
Постсоветское развитие Молдовы подтвердило обоснованность и правильность выбора нейтрального статуса как основы внешнеполитического курса, поскольку лишь его соблюдение может служить надежным залогом сохранения территориальной целостности и гражданского мира в стране.
Однако нынешнее руководство во главе с Майей Санду предпринимает нескончаемые попытки дестабилизировать ситуацию и вовлечь Молдову в вооруженный конфликт.
Так, например, в октябре этого года в стране состоялись очередные военные учения Join Combined Exchange Training с участием солдат и техники стран НАТО — Румынии и Великобритании. Правительство Молдовы сегодня по сути является перчатками на руках Брюсселя и Вашингтона и, кроме того, испытывает постоянное давление со стороны киевских властей. Политика Владимира Зеленского, чья адекватность вызывает все больше сомнений, явно направлена на вовлечение республики в войну с Россией и превращение ее территории в новый театр военных действий.
Руководство Украины не только оказывает давление на официальный Кишинев, но и, пользуясь поддержкой Санду, сознательно провоцирует нарастание напряженности в Приднестровье, пытаясь реанимировать вооруженный конфликт в регионе и разжечь в стране гражданскую войну.
Подобная политика игнорирует безопасность и интересы самого молдавского народа, значительная часть которого выступает за развитие продуктивных отношений с Москвой. По данным социологических исследований, 85% населения опасается переноса боевых действий на территорию республики, 55% опрошенных считают, что Россия на Украине воюет с коллективным Западом и блоком НАТО. При этом подавляющее большинство граждан не желает повторения подобной участи и выступает за сохранение статуса независимого и нейтрального государства.
Очевидно, что ни сама Молдова, ни ее население не интересуют тех, кто собирается использовать ее территорию в качестве плацдарма против России.
Что касается Национальной армии, то рассматривать ее в качестве какой-то боеспособной силы тоже не приходится — в мировом рейтинге вооруженных сил Global Firepower Index 2022 она занимает 104 место (для сравнения, ВСУ — на 22 месте).
Однако в качестве «пушечного мяса» молдавские солдаты вполне могут сгодиться. И поэтому в последние годы осуществляется все больше действий и мероприятий по переводу вооруженных сил на стандарты НАТО. В 2022 году Кишиневом был утвержден новый план сотрудничества с Альянсом, направленный на модернизацию системы безопасности и запуск обновленной программы профессионального развития экспертов в военной сфере. Национальная армия также перевооружается: с 2010 по 2019 год военные расходы удвоились (с 21,4 миллиона до 43,8 миллиона долларов). На 2022 год военные расходы запланированы в объеме 47,3 миллиона долларов, что составляет примерно 1% от ВВП.
Все это заставляет задуматься: с кем собирается воевать нейтральная Молдова? Дополнительную остроту подобные вопросы приобретают в контексте заявления Майи Санду, сделанного в ходе разговора с пранкерами Вованом (Владимиром Кузнецовым) и Лексусом (Алексеем Столяровым).
«Мы работаем над укреплением нашего оборонного сектора. Мы очень тесно сотрудничаем с румынами в рамках обучения наших специалистов, и мы просим наших партнеров об определенной поддержке. Конечно, мы должны быть к этому готовы», — так президент ответила на вопрос о готовности страны к проведению мобилизации.
Санду также отметила, что Молдова должна быть готова принять все население Одессы в том случае, если российская армия подойдет близко к территории города: «Тогда нам придется защищаться настолько эффективно, насколько это позволяют наши ресурсы». Очевидно, что подобные заявления никак не согласуются с нейтральным статусом.
Подобная позиция власти подвергается резкой критике уже даже со стороны определенной части представителей силовых структур. Так, бывший вице-министр обороны и экс-глава генштаба Национальной армии Молдовы Владимир Донцул заявил: «Молдова уже давно не является нейтральным государством. Нейтралитет Республики Молдова должен быть признан в том числе и соседями, должен быть признан и международными организациями. Никакая организация, никакие соседи не признают нас в качестве нейтрального государства, потому что нейтралитет, предусмотренный Гаагской конвенцией, абсолютно не соблюдается Республикой Молдова. Абсолютно все делается наоборот — то есть написано, что нельзя делать нейтральному государству, а у нас именно это в противовес и делается. Через нашу территорию постоянно проезжает автотранспорт с военным имуществом, который следует из Румынии на Украину. Эти вещи были уже неоднократно документально подтверждены».
К этому необходимо добавить, что после начала специальной военной операции России на Украине в Молдове сложилось специфическое внутреннее положение: в стране действует режим чрезвычайной ситуации, а ретрансляция новостных и аналитических передач российских телеканалов прекращена.
Кроме того, под законодательный запрет попали георгиевская лента и символы «Z» и «V». Любая поддержка России в СМИ приравнена к поддержке войны и жестко пресекается. При этом не делается никаких попыток вести политический диалог с Приднестровьем, что также способствует эскалации конфликта.
Судя по всему, происходящее на Украине никак не послужило предостережением и уроком Майе Санду и правящим элитам, а сама Молдова их стараниями превращается в инструмент враждебной политики Запада в отношении России. К сожалению, данный путь не сулит ничего хорошего республике, которая и так пребывает в тяжелейшем кризисе, и, более того, делает вполне реальным наихудший исход — потерю государственности.