«Замороженные» на Западе после начала специальной военной операции (СВО) российские активы давно являются предметом вожделения киевского режима, который надеется получить их львиную долю. Владимир Зеленский создал рабочую группу для выработки механизмов взыскания финансовых средств с России. В ее состав вошли представители правительства, а также местные и зарубежные юристы. В то же время западные кураторы Киева смотрят на эту идею со скепсисом, поскольку расходы «на восстановление Украины», по прогнозам, будут сильно больше, нежели все украденные у РФ деньги.
Украинские власти при каждом удобном случае подчеркивают, что Кремлю неизбежно придется заплатить за разрушения, причиненные в ходе СВО. Киевский институт экономики регулярно публикует отчеты о потерях инфраструктуры и подсчитывает их стоимость в рамках проекта «Россия заплатит».
При этом не говорится о том, сколько объектов уничтожено усилиями ВСУ. Да и зачем? Теперь все можно списывать на российские войска. В Европе даже организовываются целые форумы типа прошедшей в начале июля в швейцарском Лугано Конференции по восстановлению Украины, по итогам которой утвердили специальную декларацию.
Премьер-министр Денис Шмыгаль и прочие чиновники жонглируют перед журналистами числами с энным количеством нулей, сыплют обещаниями «западных партнеров», суммами захваченных у российских олигархов в той или иной стране средств, обещаниями найти инструменты для изъятия активов РФ на уровне международного права, но конкретики в этих словах мало.
Более того, все это наталкивается на один простой вопрос, делающий такие заявления бессмысленными: а за счет чего Киев будет рассчитываться с многомиллиардными долгами, которые на Западе четко фиксируют и неизбежно потребуют отдать?
Но об этом никто не думает. Сейчас министры больше заняты фантазиями о парадах на Красной площади и подрывами Крымского моста. Ведь, делить шкуру неубитого медведя, безусловно, приятнее, нежели объяснять населению, почему провалился очередной «контрнаступ» и что делать с инфляцией и курсом доллара.
Ведь то самое «восстановление», о котором так много говорится, станет возможным только в случае военной победы. Но на Западе нет абсолютно никакой уверенности в том, что Россия потерпит поражение. Независимые американские военные эксперты, такие как бывший офицер разведки Скотт Риттер, полковник в отставке США Дуглас Макгрегор и другие, пока не видят никаких предпосылок к перелому ситуации на фронте в пользу режима во главе с Зеленским. К тому же он постоянно чем-то недоволен — мало денег, мало оружия, мало санкций и прочее.
Комментируя создание вышеупомянутой рабочей группы, глава налогового комитета Верховной рады Даниил Гетманцев отмечал: план восстановления Украины предполагает, что из 750 миллиардов долларов общей потребности треть, то есть 250 миллиардов, будут представлять российские деньги.
По его словам, на Западе удалось «заморозить» российские активы на сумму более 300 миллиардов долларов, а на Украине было взыскано активов на 28 миллиардов гривен.
После возвращения из Лугано Шмыгаль заявил, что прецеденты конфискации активов российских олигархов для их дальнейшей передачи Киеву станут элементом некой «глобальной системы безопасности».
Также в конце июня заместитель министра юстиции Ирина Мудра написала статью «Механизм возмездия: Украина готовит базу для репараций», где изложила свои соображения по вопросу создания международного правового механизма для получения репараций от России.
Чиновница пыталась «притянуть за уши» пример с решением ООН, согласно которому Ирак был обязан выплатить компенсации Кувейту за вторжение в 1990 году, а также использовать в качестве аргумента некоторые другие международные документы, но в итоге ей пришлось признать, что нет никаких инструментов, которые могли бы быть задействованы для желаемой цели. Тем не менее это не помешало ей заявить, что такие подходы «только формируются».
Было бы неплохо напомнить ей, что международное сообщество, о котором так много пишут и говорят на Западе, состоит не из стран G7.
Что же касается так называемой «неспровоцированной агрессии», то было бы полезно изучить историю после Второй мировой войны и пролистать список стран, где патроны киевского режима осуществляли те самые неспровоцированные агрессии и перевороты, за которые они так и не понесли никакой ответственности. США и их сателлиты любят судить других по закону, но очень быстро забывают о нем, когда это не в их интересах.
Впрочем, еще в мае, на встрече стран — участниц G7 министру финансов США Джаннет Йеллен пришлось признать, что передача Киеву замороженных российских активов является незаконной с точки зрения американских юридических норм. Но это все же не помешало ей фантазировать на тему привлечения РФ к восстановлению Украины.
В свою очередь, в The Wall Street Journal вышла большая статья с названием «Попытки заставить Россию выплатить репарации Украине сталкиваются с большими сложностями», где описаны способы воздействия на Москву. Это возможно либо если ссылаться на резолюцию Генассамблеи ООН от 2005 года, что «поощряет страны рассматривать иски и приводить в исполнение международные решения», либо через Международный суд.
Называется и третий вариант — сослаться на принятую 2 марта 2022 года резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН с требованием полного и безоговорочного вывода российских войск. Но это, опять же, всего лишь теория.
Там же отмечается, что в США находится лишь небольшая часть российских валютных резервов, а потому «возможности заставить Москву компенсировать Киеву расходы на войну ограничены».
Поэтому западные эксперты советуют США не действовать в одиночку, а согласовать свои действия с европейскими странами, где также размещены российские активы. Ведь таким образом это якобы «будет свидетельствовать о широком международном осуждении действий России».
Анализируя подобные статьи и высказывания, невозможно отделаться от вопроса, который неизбежно возникает сам собой: а где гарантия, что те средства, которые Запад украл у России, вообще дойдут до «властей» в Киеве? И даже если дойдут, то кто поручится, что они не будут разворованы? Видимо, в Вашингтоне это понимают, поскольку в Госдепартаменте вообще отказались комментировать возможность использования средств РФ для финансирования репараций.
В данный момент, судя по заявлениям Даниила Гетманцева, в Киеве не испытывают большого оптимизма по вопросу получения захваченных российских активов на восстановление в течение ближайших лет.
«Я думаю, что это вопрос лет и вопрос прежде всего судов. Это, возможно, где-то больше политическое решение, но без судебной ветви оно не обойдется. И совершенно точно нам не надо рассчитывать на этот ресурс в контексте восстановления в 2023–2024 годах», — отметил он.
Объясняя, почему так, Гетманцев выдал тираду, полную восхищения юридической системой США, свойственную чиновнику колониального режима.
«Здесь дело даже не в самой России и отношении к ней; это отношение понятно всем. Это вещь в институтах, которые составляют основу европейской цивилизации. Для них закон, верховенство права и институт являются основами политической культуры. И если ты отклоняешься от определенной нормы в определенном кейсе, то ты не просто отклоняешься, ты создаешь прецедент, которым видоизменяешь этот институт», — заявил глава комитета.
Вот ведь, оказывается, как: таким образом может быть создан прецедент, который может повлечь за собой цепную реакцию, и другие страны более не будут рассматривать США безопасным местом для хранения своих средств. Но прецедент уже создан. И, как подчеркнули в китайском издании Global Times, это начало потери Вашингтоном своей финансовой гегемонии. Впрочем, то, что очевидно для Пекина, не очевидно для Киева.