В России на Дальнем Востоке 1 сентября стартовали стратегические командно-штабные учения «Восток-2022» с участием стран ШОС и ОДКБ, вызвавшие на Западе ожидаемо «озабоченную» реакцию. Каковы вызовы, стоящие перед Союзным государством в данный момент, какие перспективы имеются у России и Беларуси в области разработки вооружений, какую угрозу несет украинский терроризм и как стоит расценивать бои на Херсонском направлении? На эти и другие вопросы ответил военный обозреватель «Комсомольской правды», полковник в отставке Виктор БАРАНЕЦ.
— Виктор Николаевич, 1 сентября начались анонсированные Минобороны РФ стратегические командно-штабные учения «Восток-2022», которые на Западе расценивают как укрепление военных связей между РФ и КНР после провокационного визита спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань. Какие политические сигналы, на Ваш взгляд, Россия посылает таким образом?
— Данные учения действительно свидетельствуют о дальнейшем углублении военных и военно-технических отношений России и Китая. Тем более что такие учения проводятся регулярно. Но если западной прессе очень хочется, то сегодня она любой факт российско-китайских отношений будет рассматривать через призму либо тайваньской, либо украинской проблемы. Это давно превратилось в закономерность как для западной вообще, так и для украинской пропаганды в частности.
Это лукавые игрища, но в сухом остатке имеется только одно: Россия и Китай продолжают сближаться во всех отношениях.
И в политическом, и в экономическом, и в военном.
— Ранее президент Беларуси Александр Лукашенко одобрил проект соглашения с Россией о реализации программы военно-технического сотрудничества между двумя странами до 2025 года. Каковы, на Ваш взгляд, его перспективы?
— Если речь идет о вооружениях, то будет дальнейшее углубление интеграционных процессов. У нас есть широкая совместная программа, в рамках которой мы кооперативно разрабатываем те или иные виды вооружения и боевой техники. Мы помогаем белорусам, а белорусы помогают нам. Десятки белорусских предприятий участвуют в реализации наших программ как в качестве смежников, так и в качестве соучастников. Абсолютно таким же образом российские конструкторы и инженеры участвуют в совместной разработке белорусских вооружений.
Мы должны сегодня сказать, что в области, допустим, электроники, которую за тридцать лет мы почти полностью угробили, Беларусь нас сегодня очень сильно выручает, так как она, наоборот, спасла данную отрасль.
Если ничего не помешает, то перспективы у данного соглашения самые положительные. У нас очень амбициозные проекты. У нас их уже было много, и некоторые воплощены в реальном железе — в ракетах, боеприпасах, РСЗО, пушках, танках, прицелах и так далее. Они реализованы. Приведу вам один пример. Во время танкового биатлона на учебно-тактическом комплексе «Алабино» в этом году на отечественных танках использовался прекрасный, один из лучших прицелов «Сосна-У». Кто его делал? Его создала Беларусь. Спасибо ей!
— Как Вы считаете, какие совместные вызовы сейчас стоят перед Россией и Беларусью в текущей геополитической обстановке?
— Таких вызовов немало, но я назову основные. Конечно, общий вызов состоит в том, что на нас наваливается НАТО. Качество и количество группировок нарастает. Более того, мы уже понимаем, что речь заходит о возможности перемещения американских ядерных бомб из Германии в Польшу: вы видите, как НАТО топчется возле Калининграда, как Польша увеличивает свои вооруженные силы, являясь соседом Беларуси.
Также для Союзного государства вызовом является украинский терроризм. Причем включая теперь еще и ядерный. Я имею в виду, конечно, обстрелы Запорожской АЭС украинцами.
Может случиться ЧП пострашнее Чернобыльского. И никто не может дать гарантии, что эта зараза не перекинется на территорию самой Украины, Беларуси, Польши или других европейских стран.
Еще один серьезнейший вызов как для Беларуси, так и для России — это, безусловно, работа «пятых» и «шестых» колонн внутри наших государств. В Беларуси работает могучая «пятая» колонна, что денно и нощно вгрызается в опоры государства. Абсолютно таким же образом на территории России работает хорошо оплачиваемая «оппозиция». В наших странах Запад воспитал огромную плеяду людей, люто ненавидящих и президента Владимира Путина, и власть, и Российское государство.
— Как Вы оцениваете контрнаступление Вооруженных сил Украины (ВСУ) на Херсонском направлении, которое было полностью провалено?
— Провал так называемого контрнаступления на Херсон сегодня и на Украине, и на Западе в целом пытаются всячески и лукаво «отмыть». Сейчас начинается фиглярская игра в термины. То один из представителей Офиса президента Украины говорит, что это была «наша операция тысячи порезов», то другой утверждает, что контрнаступления вовсе и не было, а была разведка боем.
Ну и, как водится, Киев молчит о потерях. А они колоссальны! Только за 2 дня — почти две тысячи убитых и еще больше раненых! Приплюсуйте сюда и десятки тех убитых украинцев, которые были посланы на Запорожскую АЭС для диверсии. Киевский военный авантюризм оказался по горло в бесполезно пролитой человеческой крови!
Пропаганда — вещь крайне лицемерная. Ради объективности уточню, что лицемерна она в любой стране. Но если не было подготовленного наступления, если британские специалисты, по признанию украинских же военных, готовили эту операцию, то о каком «прощупывании», о какой «имитации контрнаступления» может идти речь, когда поле боя устлано огромным количеством трупов людей?
За что они погибли? Чтобы углубиться на контролируемую Россией территорию на полтора, два или три километра, похоронить там полторы тысячи человек и вернуться на исходные позиции? Да кто поймет такую логику? Кто поймет философию такой войны? Это просто лицемерная и преступная глупость.
При этом стоит сказать, что история на данном направлении еще не закончилась. Украина еще не раз будет терзать наши войска и союзников на этом направлении. Для них взятие Херсона — это дело принципа.
Это задача номер один, поставленная Зеленским с дальнейшим прицелом на полное освобождение и Донбасских, и Причерноморских областей, а также Крыма. Поэтому еще раз повторю, что история здесь не закончилась. Наоборот, на данном стратегическом направлении она всерьез только начинается.
Продолжение следует…