Абхазия может присоединиться к Союзному государству России и Беларуси. Об этом в эфире «Соловьев live» заявил президент кавказской республики Аслан Бжания. Кроме того, по его словам, Беларусь и Абхазия в ближайшее время реализуют крупный инвестиционный проект, правда, о чем речь, глава Абхазии не уточнил. Каковы реальные перспективы присоединения Абхазии к Союзному государству, почему об этом заговорили именно сейчас и как к этой идее отнесутся в Минске?
Сама по себе тема присоединения Абхазии, а также Южной Осетии к Союзному государству не нова и периодически всплывала с 2008 года, когда эти государства были признаны Россией. Однако на президентский уровень этот вопрос был вынесен, кажется, впервые.
Теоретически присоединение Абхазии и других республик к Союзному государству вполне возможно. Более того, сам его формат изначально задумывался как открытый, и присоединение к нему новых участников уже не раз обсуждалось.
Так, в 1999 году ходили разговоры о включении в состав Югославии, которая тогда находилась под натовскими бомбардировками. И хоть дальше слов дело не пошло, сам факт подобных обсуждений говорил о потенциальной открытости союза. Естественно, долгое время сохранялась призрачная надежда, что когда-нибудь к Союзному государству присоединится Украина.
По факту, однако, такая форма кооперации так и осталась эксклюзивным форматом белорусско-российских отношений. Более того, в Минске, похоже, уже привыкли к такому положению и вряд ли захотят делить его с кем-то еще.
С другой стороны, именно подобная эксклюзивность стала источником многочисленных противоречий. Сам формат Союзного государства как равноправного сотрудничества двух крайне неравновеликих участников сделал практически невозможным реализацию значительной части союзного договора, особенно политической его составляющей.
В результате в России все чаще стали критиковать Союзное государство как инструмент получения Минском разнообразных льгот и преференций без ответных обязательств («нефть в обмен на поцелуи»), а в Беларуси начали видеть в нем угрозу своему суверенитету.
Подписанные в 2021 году интеграционные программы должны были прояснить дальнейшую судьбу Союзного государства, но, похоже, не очень справились с этой задачей. Во-первых, за их рамками так и остался важнейший вопрос о политической интеграции. А во-вторых, сам их текст, опубликованный на сайте правительства России, выглядит слишком общим и не предусматривает конкретных механизмов и сроков реализации, оставаясь в значительной степени больше декларацией о намерениях, нежели дорожной картой.
Поэтому вопрос, что же делать с Союзным государством, остается открытым, и его переформатирование за счет включения новых участников и перевода в многосторонний формат является одним из возможных вариантов.
Однако дело в том, что присоединиться готовы только такие частично признанные государства, как Абхазия. Между тем официальный Минск продолжает упорно придерживаться принципа нерушимости постсоветских границ. Поэтому вопрос присоединения сразу же упирается в проблему признания Абхазии со стороны Беларуси.
Почему же этот вопрос возник именно сейчас? Во-первых, заявление Бжания прозвучало практически сразу после того, как Александр Лукашенко поздравил украинцев с Днем независимости, тем самым дав понять, что по-прежнему исходит из принципа территориальной целостности Украины.
Возможно, слова президента Абхазии стали ответным сигналом официальному Минску о том, что все же пора признать новую геополитическую реальность на постсоветском пространстве.
Во-вторых, нельзя исключать, что в Москве действительно рассматривают вариант переформатирования Союзного государства путем включения в него частично признанных республик — не только Абхазии, но и Южной Осетии, ДНР, ЛНР и, возможно, других образований, которые могут возникнуть на территории Украины.
Очевидно, что все эти государства ориентированы на Россию и хотят иметь с ней особо тесные отношения. Более того, многие из них заявляют о своей готовности войти в состав РФ. Возможно, в Кремле пока не готовы к непосредственному включению новых территорий по крымскому образцу, опасаясь новых санкций и обвинений в «агрессии» и «оккупации».
В этом смысле Союзное государство становится хорошей альтернативой. При таком варианте частично признанные республики остаются формально суверенными, но их особая связь с Россией получает официальное и институциональное оформление.
К слову сказать, Абхазия, в отличие от Южной Осетии или ДНР/ЛНР, в состав России никогда не рвалась. А вот формат Союзного государства для Сухума вполне приемлем, поэтому вполне логично, что эту идею озвучил именно Бжания.
Однако, как уже говорилось выше, такой вариант упирается в вопрос согласия со стороны официального Минска. Переформатирование Союзного государства в союз объединенных вокруг России частично признанных государств не встретит понимания у белорусского политического класса и, более того, вызовет активное противодействие.
Если это предположение верно и высказывания абхазского президента не только являются его личной инициативой, но и согласованы с Москвой, это может означать, что в белорусско-российских отношениях назревает новое фундаментальное противоречие.
Россия готова сбросить с себя оковы старого миропорядка и выстраивать новую систему отношений — по крайней мере, по периметру своих границ. Беларусь же упорно придерживается правил прежнего «беловежского мира». Преодолеть это противоречие будет непросто.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований
Александр Лукашенко посетил Абхазию и встретился с руководителем республики Асланом Бжания. Событие это по-своему беспрецедентное: впервые глава Беларуси посетил территорию официально не признанного Минском государства. В условиях формирования новой международной системы этот шаг может означать принципиальный поворот в белорусской внешней политике. Подробнее об этом в материале: «Прецедент создан: изменит ли визит Лукашенко в Абхазию внешнюю политику Беларуси».