На протяжении многих лет в Молдове не утихают споры по поводу целесообразности соблюдения принципа нейтралитета во внешней политике, закрепленного в ее Конституции. В последние месяцы на фоне проведения специальной военной операции РФ на Украине этот вопрос встал особенно остро, поскольку действия Кишинева стали приобретать откровенно антироссийский характер. Республика все больше подпадает под мощное влияние США и Евросоюза и становится одним из главных проводников западных интересов на постсоветском пространстве, что может в итоге привести к потере ее государственности.
Выступая на Круглом столе в Совете Федерации в конце июля 2022 года, директор второго департамента стран СНГ МИД России Алексей Полищук выразил озабоченность процессом трансформации нейтрального статуса Республики Молдова: «Вызывает беспокойство тенденция отхода Кишинева от нейтралитета, который закреплен в Конституции страны. Мы видим, как сегодня происходит сближение Молдавии с НАТО вопреки ее внеблоковому статусу».
С такими оценками сложно не согласиться, учитывая тот факт, что в Кишиневе активно работают Центр информации и документации НАТО, Центр реагирования на киберинциденты для Вооруженных сил Молдовы, созданный Альянсом, а также различные западные НПО, продвигающие евроатлантическую повестку.
Можно вспомнить и про то, что в январе 2022 года правительство Молдовы утвердило индивидуальный план сотрудничества с НАТО (IPAP) на два года, а вооруженные силы республики получают военную технику от натовских стран и регулярно проводят совместные учения.
Приведенные выше факты позволяют сделать вывод о том, что Молдова постепенно утрачивает статус нейтрального государства, создавая лишь иллюзию соблюдения взятых на себя обязательств, что порождает угрозы для ее же дальнейшего стабильного развития. Вместе с тем можно выделить три ключевых преимущества соблюдения реального, а не декларированного нейтралитета для республики.
Вариативность во внешней политике
Нейтралитет дает возможность Кишиневу действовать, исходя из своих национальных интересов и в то же время с учетом существующей геополитической конъюнктуры. В таком случае не придется по указке Брюсселя или Вашингтона принимать участие в различных региональных конфликтах или в военных операциях в отдаленных регионах мира. Никто не сможет в перспективе размещать на ее территории иностранные воинские контингенты.
В пример можно привести Туркменистан, следующий по пути реального нейтралитета во внешней политике уже много лет. Ашхабад довольно умело дистанцируется от негативных последствий геополитического противостояния крупных игроков в стратегически значимом регионе Центральной Азии. В то же время Туркменистан продолжает сотрудничество с Россией, КНР, США, Турцией и Ираном по важным для него вопросам безопасности и закупает у иностранных партнеров необходимое вооружение.
Нейтральная позиция, безусловно, будет выглядеть целесообразно и с экономической точки зрения, поскольку, не ввязываясь в непонятные геополитические авантюры, Молдова сэкономит значительные финансовые средства.
При этом она сможет, развивать конструктивные отношения в области безопасности с различными игроками на евразийском пространстве, а не только с НАТО.
Сохранение единства страны
Дальнейшее сближение Молдовы с НАТО и отказ от принципа нейтралитета во внешней политике приведет к дезинтеграции страны, поскольку жители Приднестровья и Гагаузии явно дали понять, что не захотят жить в государстве, которое станет проводить антироссийскую политику. В результате неизбежно начнутся массовые протесты и запустятся механизмы сецессии. Напротив, нейтралитет во внешней политике мог бы стать хотя бы какой-то гарантией внутриполитической стабильности.
Реализация проектов в экономической и гуманитарной сфере с различными партнерами
Поддержание реального нейтрального статуса помогло бы сбалансировать торговую политику, в которой в последние годы наметились перекосы в сторону Запада, вызванные не экономическими, а политическими причинами.
Многим молдавским политикам слишком уж сильно хотелось стать частью «процветающей Европы», поэтому они неоднократно заявляли о том, что страна сделала свой цивилизационный выбор и, двигаясь по пути европейской интеграции, должна дистанцироваться от проектов, продвигаемых Россией.
Об этом говорила и президент Майя Санду в ходе своего выступления в Европарламенте 18 мая 2022 года: «Присоединение к Евросоюзу — это единственный стратегический выбор, который дает Молдове шанс остаться частью свободного мира».
Такое настойчивое желание Кишинева разорвать традиционные хозяйственные связи с Россией и отказаться от возможного сотрудничества с партнерами в формате ЕАЭС ради призрачной надежды стать членом ЕС обернулось целым комплексом реальных проблем в сферах энергетики и сельского хозяйства и серьезными убытками в других секторах экономики. Следование принципу нейтралитета во внешней политике позволило бы скорректировать отношения с ЕС и ЕАЭС, а также с другими партнерами таким образом, чтобы можно было бы принимать решение об участии в различных проектах, исходя из их рентабельности, а не каких-то геополитических соображений.
То же самое можно сказать и о гуманитарной сфере. Процессы искусственной румынизации и европеизации Молдовы в последние годы стремительно набирали обороты, в результате чего происходило активное переформатирование молдавского общества.
Простым гражданам при помощи СМИ и различных западных НПО пытались внушить, что европейские ценности им должны быть ближе, а вот про многовековое единство с Россией можно и позабыть. Такая политика может привести к поляризации молдавского общества и как следствие— к повышению конфликтогенности в стране. И наоборот: нейтралитет мог бы позволить сохранить стабильно работающие каналы культурного обмена как с Западом, так и с Востоком без создания каких-либо разделительных линий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на протяжении трех десятилетий именно конституционно закрепленный нейтральный статус Молдовы обеспечивал сохранение ее государственности.
Те внутренние и внешние силы, которые в настоящий момент ратуют за его отмену, на самом деле подготавливают распад страны или поглощение Румынией.
Его сохранение является одной из немногих возможностей для республики продолжить свое существование и не стать ареной острой политической борьбы, как это уже бывало в истории страны в самом начале 1990-х годов.
Сделать это в нынешних реалиях будет непросто, учитывая тот факт, что страной фактически руководят проводники внешних интересов, послушно выполняющие команды США и Евросоюза. Следовательно, в сложившихся условиях часть молдавских граждан, одурманенная западной пропагандой, должна одуматься и перестать поддерживать те политические силы, которые открыто выступают за отказ Кишинева от нейтрального статуса. В противном случае им некого будет винить в том, что в недалеком будущем их государство просто прекратит свое существование.