После начала специальной военной операции (СВО) украинцы стали массово покидать страну. По данным ООН на начало августа, по всей Европе зафиксировано более шести миллионов украинских беженцев. Лидеры по приему переселенцев — Россия (1,97 млн), Польша (1,26 млн) и Германия (915 тысяч человек). В Литве на данный момент уже признали, что возможности страны для их размещения практически исчерпаны. В республике прогнозируют, что с наступлением холодов поток украинцев может многократно возрасти, что неизбежно вызовет финансовую нагрузку на бюджет страны, экономика которой отнюдь не относится к первым в Евросоюзе.
По состоянию на 5 августа, по словам министра внутренних дел республики Агне Билотайте, в республике было зарегистрировано более 61 тысячи граждан Украины. Хотя в мае Министерство соцобеспечения и труда Литвы заявляло о предоставлении убежища 50 тысячам украинцев и уточняло, что страна способна принять еще не более четырех тысяч человек.
На второй месяц спецоперации, по данным европейской сети Blueprint, Литва занимала десятое место в Европе по количеству официально зарегистрированных и третье место по количеству принятых украинских беженцев на душу населения.
«Как сообщает литовский Департамент статистики, в Литве уже зарегистрировано почти 48 тысяч беженцев с Украины, однако предполагается, что в действительности их может быть гораздо больше. У 99% официально зарегистрированных украинских беженцев — украинское гражданство, 40% из них — несовершеннолетние», — отмечало радио LRT.
Позже, 12 мая, выступая на брифинге, посол Украины в Литве Петр Бешта заявил, что Литва приняла более 50 тысяч украинцев, что составляет 1,8% населения прибалтийской республики.
«Это очень большое число для такого государства, как Литва, но оно продолжает принимать украинцев и снабжать их всем необходимым», — подчеркнул посол.
В то же время с конца июля в Департаменте миграции республики фиксируют снижение количества заявок на получение временной защиты.
По словам главы ведомства Эвелины Гудзинскайте, если в марте-апреле количество заявок доходило до 2 тысяч в день, то к концу июля их число уменьшилось до 100–200. Данную тенденцию подтвердила 12 августа вице-мэр Алитуса Юргита Шукявичене. По ее словам, за один день в местный центр обращаются в среднем около 20 человек.
Именно по этой причине 8 августа был закрыт шестой из семи пунктов регистрации украинских беженцев в Каунасе. В МВД Литвы украинцам предложили обращаться в аналогичный пункт в Алитусе. Таким образом, на данный момент в стране закрыто уже шесть пунктов: в Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, Мариямполе, Паневежисе и Шяуляе.
Но если исходить из последних данных, озвученных Минсоцобеспечения Литвы и Красного креста, то напрашивается вывод, что отток заявок на получение убежища носит временный характер.
Ведь не просто же так именно в Вильнюсе 11 июня открыли первый в Евросоюзе Украинский центр при Академии образования Университета Витаутаса Великого, где беженцы могут получить всю необходимую помощь. А значит, украинцев ждут.
В оценке количества въехавших на территорию страны с данными МВД согласна и представитель Красного Креста Лука Лескаускайте, назвавшая цифру около 60 тысяч человек или выше. И данная тенденция ее беспокоит, поскольку это число будет лишь расти с наступлением холодов. А значит, неизбежно возникнут проблемы с расселением прибывших и обеспечением их всем необходимым. По ее словам, число мигрантов с Украины может достичь 100 тысяч человек.
«Кровати, матрасы, централизованное питание, портативные душевые кабины, туалеты. Я, конечно, импровизирую, но такие условия, какие предлагали весной, мы уже предложить не сможем. Ситуацию надо оценивать реально», — отметила Лескаускайте.
Об ограниченных возможностях Вильнюса говорит тот факт, что с 8 по 10 апреля Красным крестом был объявлен сбор средств гигиены для жителей Украины. По словам организаторов акции, больше всего недоставало шампуней и гелей для душа, зубной пасты, туалетной бумаги, женских гигиенических средств, а также детских подгузников.
В мае украинцы получили более десяти тысяч карточек супермаркетов на гигиенические товары и медикаменты стоимостью в 20 евро. И еще более 15 тысяч было обещано раздать позже.
О подготовке к наплыву новых беженцев с Украины говорит и работа местного отделения Красного креста по сбору необходимой информации.
28 июля на странице организации в Литве сообщалось, что «команда ученых VU Medicinos fakultetas / VU Faculty of Medicine проводит исследование "Оценка потребностей в медицине и социальных услугах для просителей убежища и беженцев", цель которого состоит в разработке модели здравоохранения и социальных услуг для беженцев и мигрантов». В частности, организаторы приглашали участвовать в исследовании украинцев старше 19 лет, находящихся в стране больше месяца. Принять участие можно было путем заполнения специальной анкеты.
Также местное отделение Красного Креста и рекламное агентство Ogilvy Vilnius запустили проект «Единство цветет», во время которого литовскому обществу предлагается поддержать людей с ограниченными возможностями с Украины и их семьи.
В свою очередь, 8 августа в Министерстве социального обеспечения Литвы сообщили, что владельцы домов и других жилых помещений, а также представители бизнеса, которые с апреля разместили у себя украинских беженцев, смогут рассчитывать на компенсацию от государства. В августе будет выплачено 1,4 миллиона евро. Общая же сумма компенсаций оценивается в 4 миллиона евро.
По словам канцлера Министерства Аны Сельчинскене, «потребность во временном жилье для жителей Украины до сих пор не уменьшается, а с приближением осени и зимы может даже увеличиться».
Предоставлением государственных компенсаций власти балтийской республики преследуют цель стимулировать владельцев жилья продолжать обеспечивать им украинцев. Это еще одно доказательство того, что закрытие пунктов приема заявок на получение защиты является лишь временной тенденцией.
Кроме того, по данным Минобразования Литвы, за это лето в страну прибыло более тысячи детей с Украины, и не исключено, что в холодное время года это число еще больше возрастет. В июле местным школам и муниципалитетам передали рекомендации по организации их обучения.
Таким образом, по оценке Лескаускайте, во время грядущего отопительного периода Литве придется столкнуться с ситуацией, которая наблюдалась в Польше весной этого года.
«Польша столкнулась с этим уже весной, когда людей фактически размещали в больших помещениях, будь то какие-то арены или другие места с раскладушками, матрацами и тому подобными вещами. Это, наверное, будет самая большая сложность здесь — помещение, организация питания, обеспечение средствами гигиены, одеждой или другими необходимыми вещами», — отметила она.
В то же время в Министерстве социальной защиты отмечали, что спрогнозировать возможное количество украинцев пока что очень сложно. Это напрямую будет зависеть от хода СВО на Украине. Из чего можно сделать вывод, что четкого плана действий нет.
Пока что представители Министерства анализируют ситуацию вместе с другими государственными ведомствами, неправительственными организациями и учреждениями.
Еще до начала СВО миграционный кризис на белорусско-польской границе показал, что страны Прибалтики «оригинально» подходят к вопросу мигрантов, которые на тот момент стали заложниками агрессивной внешней политики Евросоюза в отношении Беларуси.
Оказалось, что население стран Ближнего Востока, бегущее из стран, разоренных «миротворцами» НАТО, превращается в пресловутых «агентов Кремля», тогда как помощь русофобскому киевскому режиму является для Вильнюса «делом чести» в противостоянии России.
Не лишним будет вспомнить, что во время прошлогоднего миграционного кризиса Киев сам направил Литве «гуманитарную помощь» в виде 38 тонн колючей проволоки, чтобы она могла оградиться от «агентов Кремля». Так что тут налицо акт солидарности. Чего не отнять у нынешних европейцев, это умения создавать себе проблемы и затем «героически» стараться их преодолевать.