На этой неделе Молдова отмечала очередную годовщину членства в Совете Европы. Участие в этой структуре является предметом гордости для молдавских политиков, которые видят в нем проявление «европейского выбора» республики. При этом площадка Совета Европы последовательно используется для подталкивания Молдовы к более антироссийской политике и даже создает для страны угрозу «размораживания» военного конфликта в Приднестровье.
Представители молдавской власти с энтузиазмом восприняли возможность участия Молдовы в Совете Европы и Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). 13 июля 1995 года в Страсбурге Республика Молдова подписала документы о вступлении в Совет Европы, став 36-м членом организации. За прошедший период Молдова неоднократно обращалась в этот европейский орган за финансовой помощью. В последний раз эта помощь была оказана в размере 70 миллионов евро для частичного финансирования неотложных мер в области медицинской помощи в период пандемии коронавируса и поддержки малых и средних предприятий в Молдове. Кроме этого, ранее в рамках взаимодействия Молдовы и Совета Европы были разработаны и осуществлены ряд программ, получивших наименование Плана действий Молдова-ЕС.
Помощь, оказываемая Советом Европы, никогда не была бескорыстной и больше напоминала цитату из знаменитого романа «Золотой телёнок»: «Но имейте в виду, уважаемый Шура, даром я вас питать не намерен. За каждый витамин, который я вам скормлю, я потребую от вас множество мелких услуг».
Если поначалу эти «мелкие услуги» заключались, прежде всего, в демонстрации лояльности к Западу и декларированию приверженности курсу евроинтеграции, то позднее, учитывая то, что большинство как Совете Европы, так и в ПАСЕ принадлежит откровенно антироссийским политическим силам, от Молдовы потребовали поддержки антироссийского курса этих европейских органов. Это выразилось в голосовании молдавской делегации в ПАСЕ в марте этого года за проект заключения с призывом немедленно исключить Россию из организации.
Подготовительным ходом к этому голосованию стало достаточно грубое вмешательство во внутренние дела Молдовы со стороны Совета Европы и Парламентской ассамблеи.
Члены ПАСЕ от Румынии, Украины, Франции, Эстонии, Великобритании, Грузии, Турции предложили ассамблее официально признать «российскую оккупацию части Молдовы». Решение предлагает задекларировать, что ранее "Россия совершила акт военной агрессии против Республики Молдова и, соответственно, оккупацию ее Приднестровского региона".
При этом полностью проигнорирован тот факт, что с 1992 года Оперативная группа российских войск выполняет в Приднестровье миротворческую миссию. Тогда, 1 июля 1992 года в Москве президентом Молдовы Мирчей Снегуром и его российским коллегой Борисом Ельциным в присутствии первого президента ПМР Игоря Смирнова было подписано соглашение о принципах мирного урегулирования вооружённого конфликта на Днестре. Миротворческая миссия на Днестре общепризнана одной из самых успешных в истории. За все время с начала её проведения не погиб ни один человек.
Что характерно: предложение о признании «российской оккупации» было инициировано без участия самой Молдовы и без учета ее мнения по этому вопросу. Впрочем возражать против признания «оккупации» молдаване не стали.
Это стало первым официальным признанием Приднестровья "оккупированной территорией" на таком уровне.
До сих пор в Совете Европы в качестве жестких формулировок речь шла о территории "под эффективным контролем Российской Федерации". При этом, как правило, документы Совета Европы и других международных организаций вообще избегали формулировок о статусе.
В контексте определенных веяний, популярных на Западе, нельзя не упомянуть и о том, что Совет Европы настаивал на ратификации Молдовой скандальной Стамбульской конвенции, от которой отказались множество стран, в том числе и стран – членов ЕС. «Незамедлительная ратификация [Молдовой] Стамбульской конвенции станет дополнительным сильным знаком решимости государства положить конец насилию в семье», - таким было заявление представительницы Совета Европы Дуни Миятович. Понятно, что противостоять этому молдавские власти не могли, да и, в общем то, не собирались. И парламентское большинство PAS покорно ратифицировало этот документ, а глава государства Майя Санду в тот же день промульгировала его.
Отношения Молдовы с Советом Европы можно охарактеризовать как ровные, бесконфликтные и даже радостные. Правительство всегда может рассчитывать на новый План действий, в результате которого в страну поступит очередной финансовый транш. Депутаты молдавского парламента также всегда рады съездить за государственный счет на недельку-другую в Страсбург для участия в очередной сессии ПАСЕ.
Ну, а то, что для получения подобных «плюшек» надо принять какие-то решения, пусть даже они могут откровенно навредить стране или просто проголосовать за то, что тебе скажут – ничего страшного в этом нет.
Ведь если так подумать – молдавские депутаты и чиновники несильно отличаются от своих коллег в других странах.