Освобождение территории ЛНР в результате взятия союзными войсками целого ряда стратегически важных городов несколько отвлекло внимание от других театров действий специальной военной операции России. Тем не менее столь же важные события происходят и на юго-западном направлении. Киев и Кишинев не оставляют надежд на открытие нового фронта в Приднестровье, захватив которое, можно будет хоть как-то сгладить череду поражений украинской армии.
Ситуацию вокруг Приднестровья можно охарактеризовать как наиболее неопределенную и нестабильную, при которой обострения и террористические акты сменяются периодами затишья и спокойствия. Непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), более 200 тысяч жителей которой имеют гражданство Российской Федерации, фактически зажата между Украиной и правобережной Молдовой, которые никак нельзя назвать дружественными.
Уже более 30 лет спокойствие и мир на Днестре сохраняются благодаря присутствию здесь российского миротворческого контингента, что очень раздражает власти в Кишиневе и Киеве. Также на территории ПМР расположены крупнейшие склады боеприпасов еще советского периода, охраняемые военными РФ, доступ к которым хотела бы получить Украина.
Дополнительным фактором, способствующим нагнетанию напряженности вокруг Приднестровья, является стремление создать еще один фронт против России, так как в случае «размораживания» вооруженного конфликта российские вооруженные силы будут вынуждены немедленно реагировать на этот вызов.
При этом эскалация напряженности в непризнанной республике наблюдается не только с украинской, но и с молдавской стороны.
Экс-министр обороны Молдовы Анатолий Шалару в интервью румынскому изданию DefenseRomania заявил, что Вооруженные силы Украины (ВСУ) готовы «зачистить» этот регион в случае решения России начать наступление силами расположенного там миротворческого контингента.
«Я знаю, что у украинской армии есть две бригады возле Приднестровья. Проблема для украинцев заключается в том, как отреагирует Республика Молдова, если Украина нападет на российские войска в Приднестровье», — отметил экс-министр.
Тут необходимы определенные пояснения: Шалару нельзя считать военным специалистом. По образованию он ветеринар и занимал министерский пост как представитель Либеральной партии в рамках существовавшей в Молдове проевропейской коалиции. Подобные достаточно странные, как может показаться, назначения встречаются нередко — главную роль при этом играют не профессиональные навыки кандидата на должность, а его политическая лояльность. С этим у Шалару все было в полном порядке — русофоб и сторонник присоединения Молдовы к Румынии, по мнению молдавских евроинтеграторов, как нельзя лучше подходил для того, чтобы возглавлять Министерство обороны.
Экс-министр сообщил, что украинские и молдавские власти обсуждают подобный вариант развития событий. В украинском Генштабе заранее оправдывают возможное вторжение на территорию ПМР, «поскольку по законам военного времени Украина имеет право нанести ответный удар в случае нападения».
Однако при этом нельзя упускать из вида, что с юридической точки зрения Приднестровье продолжает оставаться территорией Молдовы, а любые действия ВСУ в отношении непризнанной республики будут являться агрессией против Молдовы, если, конечно, Кишинев не даст на то согласия.
Нынешняя молдавская власть и сама неоднократно выступала против присутствия в регионе военнослужащих РФ. При этом возможностей Национальной армии Молдовы явно недостаточно, чтобы решить проблему силовым способом, так как это вызовет немедленный ответ со стороны Москвы. Достаточно вспомнить события 2008 года, когда нападение на российских миротворцев в Южной Осетии привело к разгрому грузинских войск.
Несмотря на тесное взаимодействие между официальными Кишиневом и Киевом, а также практически дружеские отношения между главами государств Майей Санду и Владимиром Зеленским, молдавская сторона не может позволить себе согласование действий ВСУ против Приднестровья.
С точки зрения внешней политики это равнозначно объявлению войны России, а во внутриполитическом плане это будет означать открытое предательство интересов страны и потерю ее территориальной целостности.
Поэтому, скорее всего, в случае принятия решения о нападении на непризнанную республику поводом и оправданием для этого может стать провокация, организованная с украинской или, что даже предпочтительнее, с молдавской стороны. Произошедшие в последнее время теракты — обстрел Министерства госбезопасности ПМР, подрыв радиовышек в поселке Маяки, а также многочисленные случаи полетов украинских беспилотников над Приднестровьем — не оставляют сомнения в том, что подготовка к вторжению продолжается.
Также об этом свидетельствует милитаризация Молдовы, несмотря на ее нейтральный статус. Недавно Совет ЕС через Европейский фонд мира (какая ирония!) выделил 40 миллионов евро для вооружения молдавской армии.
«Молдова не скрывает планов по получению летального оружия. Они скрывают объемы и виды техники, которую они получают от НАТО: это техника, это специальные средства. У них сейчас действуют три центра НАТО, центр подготовки, военные советники США и стран НАТО во всех органах власти, включая Министерство обороны», — сообщил министр иностранных дел Приднестровья Виталий Игнатьев.
В ПМР внимательно наблюдают за развитием ситуации и готовятся к возможной атаке как с востока, так и с запада. Лидер региона Вадим Красносельский заявил: «Мы готовы отражать агрессию любого противника в случае военной угрозы, нападения, вторжения и так далее. Желательно эту фазу исключить и решить все вопросы за столом переговоров. Это наша цель!»
Но очевидно, что Приднестровье сможет противостоять ВСУ очень недолго и без помощи со стороны России не справится.
Наверное, именно с этим связано и то, что в эфире российских телеканалов все чаще появляются репортажи о непризнанной республике с акцентом на вопросе ее безопасности. Таким способом Москва дает и Молдове, и Украине четкий сигнал — Россия внимательно наблюдает за обстановкой в регионе, и ничто не ускользнет от ее внимания. Еще одно явное послание, которое прослеживается в сюжетах: Приднестровье — это часть русского мира, которая совсем скоро вернется в родную гавань. И похоже, что помешать этому не удастся уже никому, а любые попытки предотвратить этот процесс могут привести только к его ускорению.