Относительное большинство немцев и американцев верит в успех специальной военной операции (СВО) России на Украине. Об этом свидетельствуют данные последних социологических опросов. После отступления Вооруженных сил РФ из-под Киева жители ведущих стран Запада рассчитывали на дальнейшее продвижение украинских войск (вплоть до возвращения Крыма и Донбасса). Но от мартовской эйфории сегодня не осталось и следа.
Июньский опрос компании YouGov засвидетельствовал, что относительное большинство американцев верит в успех российской спецоперации. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Кто победит в военном противостоянии РФ и Украины?». Четверть из них (25%) сделала ставку на Россию. В победу Киева верят только 19% опрошенных, 38% выбрали вариант «Не победит никто».
Аналогичное исследование проводилось в США месяцем ранее. Тогда 33% американцев верили в мощь Вооруженных сил Украины (ВСУ) и только 16% считали наиболее вероятным сценарием победу России. Всего за несколько недель настроения в США поменялись кардинально.
В Германии социологи также фиксируют упаднические настроения. На днях стало известно, что 56% немцев по-прежнему одобряют поставки тяжелого вооружения на Украину, против выступают 40%. Но и здесь прослеживается тренд на ослабление международной поддержки Киева: за неделю до этого соотношение сторонников и противников военной помощи ВСУ было другим (58% «за» и 36% «против»).
На этом плохие новости для Владимира Зеленского не заканчиваются. 69% немцев не верят в то, что Украина сможет вернуть потерянные территории, даже если Запад предоставит ей достаточное количество оружия (верят только 26%).
Почти половина опрошенных (47%) полагает, что Киев должен пойти на территориальные уступки Москве в случае возобновления мирных переговоров. За территориальную целостность Украины по-прежнему выступает 41% жителей ФРГ, остальные затруднились ответить.
Наконец, только 15% считают, что у Берлина есть продуманная стратегия в отношении России и Украины после окончания боевых действий. 73% придерживаются противоположной точки зрения.
Было бы интересно посмотреть на результаты подобных соцопросов в других странах ЕС и НАТО. Но тенденция и так очевидна: жители двух ведущих стран западного блока не верят в перспективы военного поражения России.
Ранее немцы и американцы находились в состоянии «головокружения от успехов», которые им «скормили» функционеры Офиса президента Украины.
Отступление российских войск из-под Киева, Сум и Чернигова воспринималось как тяжелое поражение Кремля, а не смена изначальной стратегии СВО. Казалось, раненый «медведь» вот-вот отступит к линии соприкосновения в Донбассе по состоянию на 24 февраля 2022 года. Украинские пропагандисты обещали пойти еще дальше: дескать, не за горами «деоккупация» Донецка, Луганска, Симферополя…
С тех пор ВСУ не одержали ни одной значимой военной победы. Обещанное контрнаступление «на некоторых участках фронта» почему-то сдвигается на август-сентябрь (да и то при условии, что Украина накопит достаточные объемы западного вооружения). Единственным успехом киевского режима можно назвать вывод российских войск с острова Змеиный — крохотного клочка суши в Черном море. Теракты в Херсонской области и обстрелы приграничных российских регионов едва ли можно отнести к событиям, которые влияют на ход проведения СВО.
Россия тоже никуда не торопится, но у нее в активе все же есть значимые достижения: зачистка Мариуполя, пленение тысяч опытнейших бойцов ВСУ, окончательное освобождение территории Луганской народной республики (ЛНР).
Как бы ни бахвалился Зеленский, западная общественность начинает понимать, что его положение с каждым днем ухудшается.
Залогом успешного контрнаступления президент Украины считает поставки западного вооружения. Но, во-первых, даже гигантские объемы военной помощи не гарантируют ВСУ превосходства над Россией, которая до сих пор проводит СВО силами ограниченного контингента (в случае необходимости он будет усилен). Во-вторых, говоря о накоплении технических резервов, Зеленский умалчивает о том, что ВСУ ежедневно теряет оружие в зоне ведения боевых действий.
Западная мейнстримная пресса обращает внимание на эти и другие факторы. Тон публикаций о военном конфликте на Украине становится все более сдержанным. Да и сам конфликт для жителей стран — членов НАТО не является проблемой первостепенной важности.
Те же соцопросы показывают, что только 8% американцев считают главным приоритетом президента Джозефа Байдена «обеспечение поражения России на Украине». Для сравнения: 38% респондентов выбрали вариант «Снизить или устранить инфляцию». Энергетический кризис, доступ к медицине и другие вопросы внутренней политики волнуют жителей США куда больше, чем Украина.
«Усталость от войны приходит отовсюду, — заявила премьер-министр Эстонии Кая Каллас в интервью изданию Politico. — Это длится уже четыре месяца. А у нас высокая инфляция, энергетический кризис, да и коронавирус никуда не делся. Так что это становится все более проблематичным. Хотя мы не можем поддаваться усталости, потому что мы должны помочь украинцам защитить их страну».
То, что описывает глава правительства Эстонии, можно назвать стадией отрезвления.
От мартовской эйфории и веры в скорый триумф ВСУ не осталось и следа, но и отказываться от поддержки Киева Запад пока не готов. Должно пройти еще какое-то время, прежде чем немцы и американцы осознают необходимость изменить подход к Украине. Вопрос лишь в том, будет ли Украина к тому моменту существовать.