Специальная военная операция на Украине разделила мир на два лагеря: на тех, кто присоединился к беспрецедентным в истории санкциям против России, и тех, кто остался нейтрален или поддержал Москву. Большинство незападных стран не присоединились к санкциям из-за СВО. Запад всеми силами пытается изменить этот расклад и вернуть интерес мирового сообщества к украинскому конфликту. Так, например, с целью привлечения стран Африки на свою сторону была организована встреча Владимира Зеленского с лидерами африканских государств, в которых влияние России в последние годы заметно выросло.
Выступление Владимира Зеленского перед представителями Африканского союза (АС) закончилось полным фиаско. Послушать «самого влиятельного человека», по версии читателей американского журнала Time, собрались только четыре государственных лидера. Впрочем, и они наверняка пожалели, что потеряли время.
О необходимости открытия «африканского фронта» против России на Западе задумались после мартовского голосования по резолюции Генассамблеи ООН, осуждающей специальную военную операцию (СВО) на Украине. Неприятным сюрпризом для Вашингтона и его сателлитов стала позиция Африки: из 54 государств континента документ поддержали только 28. Остальные либо воздержались, либо не принимали участия в голосовании.
Особняком стоит Эритрея, которая вообще выступила против. Это может показаться удивительным, если учесть, что в 1998–2000 годах в вооруженном конфликте за спорные территории с Эфиопией Россия поддерживала последнюю (Украина, напротив, оказывала военную помощь другой стороне).
Но с тех пор расклады на «черном континенте» серьезно поменялись.
«Запад никогда не был столь сплочен. Но редко когда был столь же одинок. Союзники по НАТО, а также Австралия и Япония едины в своем отвращении к путинской кампании и сообща ввели самые решительные санкции со времен Второй мировой. Зато остальной мир их не поддержал», — пишет The American Conservative.
Вообще, многие западные издания обратили внимание на неубедительные результаты голосования за упомянутую резолюцию. Кто-то злорадствует, кто-то возмущается, но все признают: американское влияние в Африке ослабло. Россия, напротив, умело воспользовалась этим для усиления собственных позиций.
Проблему осознают и «на самом верху». Конгрессмен от Демократической партии США Грегори Микс зарегистрировал целый законопроект «О противодействии злонамеренной деятельности России в Африке». В документе говорится о необходимости «выявлять представителей африканских правительств и государственных служащих, содействующих банковским платежам и другой деятельности, приносящей пользу физическим и юридическим лицам, находящимся под санкциями США или связанным с Россией».
В этом вся суть американского подхода к Африке, которую США рассматривают как часть своей неоколониальной империи. Не предлагая «пряников», дядя Сэм первым делом хватается за «кнут».
Очевидно, в Соединенных Штатах примут либо законопроект Грегори Микса, либо иные стратегические документы по «усмирению» африканских стран. В фарватере этой политики идет и Владимир Зеленский. Президент Украины внезапно загорелся желанием развивать партнерские отношения с «новыми друзьями». Через главу МИД Дмитрия Кулебу он начал договариваться о выступлении перед лидерами государств Африканского союза.
Напомню: речь идет о любимце западной публики. О человеке, с которым несколько раз в неделю общается президент США Джо Байден и которого приезжает поддержать премьер-министр Великобритании Борис Джонсон.
По законам жанра, бедные африканцы должны выстраиваться в очередь за билетами в Киев. Но на практике все наоборот.
«Мне позвонил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. Он напомнил о просьбе президента Зеленского выступить перед главами государств и правительств Африканского союза, а также его (Зеленского) желании развивать более тесные связи с Африканским союзом», — заявил председатель Комиссии АС Муса Факи Махамат. Информагентство ТАСС процитировало его слова в конце апреля. При этом Кулеба «напомнил о просьбе», то есть напрашиваться на аудиенцию к африканцам Зеленский начал еще раньше.
Сколько же времени ушло на подготовку мероприятия? Не менее двух месяцев. А ведь речь идет не об очной встрече, а о видеоконференции. При обоюдной заинтересованности сторон (даже если сторон очень много) такие вопросы решаются значительно быстрее.
После унизительного ожидания Зеленского ждало унизительное выступление. Послушать «выдающегося лидера современности» соизволили только четыре лидера африканских государств. Остальные командировали на этот скучный «стендам» чиновников рангом поменьше.
«Для сравнения: именно в этот момент семь лидеров других стран Африки собрались в Найроби, чтобы обсудить вопросы безопасности в районе Великих озер», — отмечает французская Le Monde.
Африканские политики и раньше не проявляли большого интереса к выступлениям лидера Украины на полях международных мероприятий. Но раньше, во-первых, Зеленский практически не затрагивал актуальные для них вопросы. Во-вторых, на Украине не шли полномасштабные боевые действия, которые «угрожают миру во всем мире».
В контексте проведения СВО африканцев по большому счету интересует только один вопрос — перспективы импорта зерна и удобрений. Часть необходимой им продукции застряла в украинских портах, часть попала под антироссийские санкции США и ЕС. Но никаких свежих идей по поводу поставок продовольствия в Африку Зеленский не озвучил.
Попутно он продемонстрировал незнание элементарной «матчасти». Как иначе воспринимать его слова о том, что еще 23 февраля проблемы роста цен на продовольствие не существовало? О чем вообще африканцы могут говорить с человеком, который делает подобные заявления?
Но самое удивительное заявление в разрезе украинско-африканских отношений сделал не Зеленский, а глава его офиса Андрей Ермак. «Для нас очень важна Африка, мы ею практически не занимались. К сожалению, с приходом Януковича к власти наши мощные возможности рынка вооружения на этом континенте были разрушены, сегодня мы их восстанавливаем. Но все то время, пока мы его разрушали, россияне работали на этих рынках, вкладывали большие деньги», — отметил Ермак.
Об экспорте вооружений говорит представитель страны, которая сама испытывает острую нехватку военной техники и ежедневно «клянчит» ее у западных союзников. Звучит как анекдот.
К чести президента Украины стоит отметить, что он не рассказывал о борьбе украинцев «за свободу Африки». Это было бы слишком нелепо. Но одну попытку сыграть на чувствах народов «черного континента» Зеленский все-таки предпринял, когда обвинил Россию в стремлении заполучить на Украине новые колонии. Вряд ли присутствующих это сильно впечатлило.
Они-то понимают, что призраком колониализма их пугает ставленник тех самых стран, которые веками грабили и угнетали народы Африки...
Попытки Зеленского найти новых союзников в борьбе с Россией этим не ограничатся. Он анонсировал большое турне Кулебы по африканским странам, учреждение должности спецпредставителя по делам Африки, проведение политико-экономической конференции «Украина — Африка». Но эти усилия наверняка обречены на провал. Во-первых, потому что самой бедной стране Европы просто нечего предложить самому бедному континенту мира. Во-вторых, потому что неискренность украинского лидера слишком бросается в глаза.
До недавнего времени Африка не интересовала его от слова «совсем». Интерес появился только тогда, когда стали понятны масштабы российского влияния в этом регионе. Москва, напротив, годами проявляла последовательность в развитии двусторонних отношений с африканскими странами. Эта стратегия не могла не принести плоды.