Власти Литвы ужесточают меры по установлению товарно-транспортной блокады Калининградской области: вслед за прекращением железнодорожного транзита вчера был введен запрет и на автомобильные перевозки по литовской территории. Официальный Вильнюс утверждает, что это не его прихоть, а лишь четкое исполнение предписаний Брюсселя. На поверку выясняется, что санкции, введенные Евросоюзом против России, не учитывают договоренностей, на основании которых Литва была принята в ЕС.
Министерство иностранных дел РФ вызывает посла Евросоюза Маркуса Эдерера. Причина — решение Вильнюса перекрыть транзит в Калининградскую область российских товаров, которые попали под санкции ЕС. Тем временем «Литовские железные дороги» (ЛЖД) направили дополнительный запрос Еврокомиссии для разъяснения транзитных ограничений в Калининград. Обе стороны не случайно апеллируют к Брюсселю: анализ шестого пакета санкций показывает, что первопричиной кризиса являются решения европейских бюрократов.
В последнее время Литва зарекомендовала себя государством, которое склонно к довольно странным интерпретациям международных санкций.
К примеру, в конце 2020 года по инициативе литовских властей были заблокированы счета санатория «Беларусь» в Друскининкае. Якобы во исполнение третьего пакета санкций ЕС против официального Минска. Но организация, которая является владельцем «Беларуси», в «черных списках» не значилась. В литовском МИД наспех придумали версию о вторичных ограничениях против санатория из-за его связей с бывшим управделами президента Александра Лукашенко Виктором Шейманом, который под санкции ЕС попал... в 2006 году.
С транзитом продукции «Беларуськалия» история еще интереснее. Литва почему-то подумала, что ей обязательно нужно исполнять американские санкции, которые распространяются только на резидентов США. В итоге этот фейк разоблачили в самом Вашингтоне.
Ограничения транзита российских товаров в Калининградскую область Литва также объясняет необходимостью выполнять решения Евросоюза.
«Через территорию Литвы продолжаются перевозки пассажиров и грузов, не подпадающих под действие санкционного режима ЕС, как в Калининградскую область, так и из нее. Литва не вводила никаких односторонних, индивидуальных или дополнительных ограничений на этот транзит. Литва последовательно применяет санкции ЕС», — сообщает МИД прибалтийской республики.
Объяснениям Вильнюса можно, конечно, не поверить. Но анализ шестого пакета санкций ЕС против России показывает, что на этот раз литовские чиновники не соврали.
В документе прописан запрет на транспортировку «изделий из чугуна и стали, если они произведены в России или экспортируются из России в любую другую страну». В случае с Калининградом речь не идет об экспорте «в любую другую страну», поскольку товары попадают из России в российский же анклав. Но если они произведены в РФ, то шестой пакет санкций ЕС все равно запрещает Литве их транзит.
В отдельном пункте прописано, что эти запреты «не применяются к исполнению до 17 июня 2022 года контрактов, заключенных до 16 марта 2022 года, или вспомогательных контрактов, необходимых для исполнения таких контрактов». То есть с 17 июня транзитные ограничения для России окончательно вступают в силу.
Никаких исключений для Калининградской области в шестом пакете санкций ЕС не предусмотрено.
Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис утверждает, что санкции против российских транзитных грузов были имплементированы его страной по рекомендации Евросоюза. Впрочем, здесь можно было обойтись и без советов от «старших братьев». В постановлении Совета ЕС от 15 марта 2022 года правоприменительная практика шестого пакета санкций расписана предельно четко. Дополнительные разъяснения здесь не нужны.
Таким образом, инициатором частичной транзитной блокады Калининградской области со стороны Литвы де-юре является Евросоюз. Маркус Эдерер по этому поводу сказал нечто невнятное: «Раз Литва начала исполнять санкции таким образом, значит, так их и следует интерпретировать».
Иными словами, представитель ЕС не берет на себя ответственность за транспортные санкции Литвы, хотя и не критикует Вильнюс за допущенную ошибку. Потому что никакой ошибки здесь нет.
Изначально объектом жесткой критики российских политиков и дипломатов стала Литва. Но сегодня Кремль предъявляет претензии Евросоюзу. И это правильно: для возобновления транзита подсанкционной российской продукции в Калининградскую область необходимо внести изменения в постановление Совета ЕС. Сделать это нетрудно.
Вопрос в том, почему вообще появилась эта проблема.
Не исключено, что Евросоюз впопыхах просто забыл об уникальном положении Калининградской области. Зачастую транзитные санкции вводятся для того, чтобы возмутители европейского спокойствия не могли использовать территорию ЕС для экспорта товаров в третьи страны. Но перевозки в Калининград, во-первых, не являются инструментом наполнения государственной казны (это, прежде всего, инструмент жизнеобеспечения самого западного региона РФ).
Во-вторых, между ЕС и Россией заключены договоренности, которые должны гарантировать беспрепятственный сухопутный транзит в Калининградскую область.
На соблюдение международного права рассчитывать не приходится. Пример того же «Беларуськалия» наглядно показал, что страна — член ЕС может безнаказанно нарушать контрактные обязательства под предлогом обеспечения своей «национальной безопасности». Если коллективный Запад решил руками Литвы организовать Калининграду транспортную блокаду, в суды обращаться бесполезно.
Истинные намерения Евросоюза станут понятны в ближайшее время. Как бы то ни было, обсуждать проблему снабжения Калининградской области нужно не с официальным Вильнюсом. Он лишь исполняет чужую волю.