Специальная военная операция на Украине вызвала массовый всплеск русофобии на Западе. В первую очередь там были заблокированы все российские официальные информационные ресурсы, чтобы Россия не могла донести альтернативную точку зрения на происходящие события. Несмотря на закрепленный в Конституции Молдовы нейтральный статус, местное руководство решило не отставать от «старших товарищей» и тоже начало «зачищать» медиаполе. Делается же все это людьми, которых долгое время взращивали структуры фонда Сороса.
В Молдове в последнее время происходят события, которые уже открыто называют «украинизацией» страны. Одним из наиболее ярких проявлений этого стало принятие Парламентом республики законопроекта о борьбе с пропагандой, за который проголосовали депутаты от правящей проевропейской партии «Действие и солидарность» (PAS).
Несмотря на то, что из него убрали наиболее скандальные положения — например, наделение Службы информации и безопасности (СИБ) полномочиями блокировать сайты, которые распространяют дезинформацию, — принятый закон представляет собой классическое введение цензуры в СМИ, которое ранее уже было опробовано на соседней Украине.
Главная и основная цель принятого закона заключается в том, чтобы отсечь Молдову от проникновения в инфополе страны любой альтернативной информации, прежде всего из России.
Чтобы это сделать, прозападная власть не стала утруждать себя придумыванием каких-либо новых ходов, а воспользовалась старым апробированным способом еще времен олигарха Влада Плахотнюка: принятый законопроект запрещает трансляцию в Молдове новостей, информационно-аналитических программ и фильмов военного содержания, произведенных в странах, не ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении.
Российская Федерация эту конвенцию не ратифицировала, и, таким образом, молдавские власти нашли лазейку для запрета российского контента.
В то же время для государств — членов ЕС, а также США и Канады, которые тоже не ратифицировали эту конвенцию, в законе специально оговорено исключение, позволяющее ретранслировать их передачи.
Запрет российских новостных программ вызван в первую очередь тем, что местный медиапродукт не в состоянии конкурировать с российским. Все материалы, которые выдают местные прорумынские телеканалы или те, что финансируются на средства коллективного Запада, часто являются недостоверными, а порой и откровенными фальсификациями.
Таким образом, по примеру Украины и Прибалтийских республик, предпринимаются попытки полной изоляции граждан Молдовы от информации, поступающей из России.
Основная цель этого — добиться максимального распространения мнения, что во всех бедах Молдовы — инфляции, росте цен на бензин, газ, электроэнергию, продукты питания — виноваты традиционно Россия и лично Владимир Путин.
Учитывая схожесть происходящих процессов с тем, что уже случилось на Украине, не возникает сомнения, что это еще один шаг на пути к будущему военному конфликту на территории Молдовы и Приднестровья. Для этого, по примеру Владимира Зеленского, необходимо провести зачистку информационного поля страны. Отсюда такие меры, как запрет СМИ поддерживать Россию в любой форме: нельзя никоим образом критиковать США, высказывать мнение, не одобренное властью, сомневаться в проевропейском пути и не желать присоединения Молдовы к Румынии.
За все это молдаван теперь может преследовать СИБ с новым главой Александром Мустяца, которого назначили в беспрецедентно скором порядке, даже не обратив внимания на наличие у него, как и положено ставленнику партии PAS, румынского гражданства.
При его назначении пришлось нарушить статью 14 «Кадры службы» в законе «О службе информации и безопасности», которая запрещает сотрудникам СИБ иметь паспорт другого государства.
Как заявила глава государства Майя Санду, в чьем прямом и непосредственном подчинении находится СИБ, отставка прежнего главы спецслужбы Александра Есауленко связана с истечением срока его каденции на этом посту. Однако доподлинно известно, что пятилетний срок его полномочий истекал только через два года.
Кто же этот человек, ради назначения которого молдавская власть открыто и цинично пренебрегла действующим законодательством?
Образование получил, как и положено, в европейских учебных заведениях: бельгийский Колледж Европы по специализации «Европейская политика и управление» и программа повышения квалификации в Рижской высшей школе права.
После этого Александр Мустяцэ «приземлился» в молдавском отделении фонда Сороса, где занимал последовательно должности директора Департамента надлежащего управления, директора проекта, координатора программы. Также работал в качестве аффилированного эксперта в Центре информации и документации НАТО в Республике Молдова.
Как он сказал после своего утверждения в должности, приоритетом молдавской СИБ станет обеспечение кибербезопасности страны.
Учитывая это заявление, а также принятые парламентом законы, которые вводят жесткую цензуру для молдавских СМИ, спецслужба в первую очередь займется подавлением любых альтернативных источников информации в сети.
В первую очередь это должно коснуться Telegram-каналов, которые за последние год-два стали гораздо более полным, интересным и оперативным поставщиком информации о происходящем как в Молдове, так и за ее пределами. Характерной чертой мессенджера является то, что наибольшие развитие и число подписчиков в нем имеют оппозиционные власти каналы и каналы на русском языке.
Очевидно, что будет предпринята попытка максимально ограничить их информационное влияние, однако пока непонятно, какие методы для этого станут использоваться. Единственное, что можно сделать в этой области, это провести показательные репрессии против тех авторов Telegram-каналов, которые пишут, не скрывая своего имени.
Происходящие сегодня в Молдове события, несмотря на сильное сходство с украинскими процессами, имеют одну характерную особенность.
Фактически все нынешнее руководство страны является выходцами из группы НПО, которые были созданы «под крылом» Сороса.
Это касается не только президента Майи Санду, спикера парламента Игоря Гросу и премьера Натальи Гаврилицы. К питомцам этого фонда относится и большинство депутатов партии PAS, министры действующего правительства и огромное число молдавских чиновников. Приход на пост главы государства Майи Санду и партии PAS в роли парламентского большинства стал только началом проникновения «соросят» в структуры молдавской власти. Назначение же Александра Мустяцэ главой СИБ вполне можно охарактеризовать как завершение захвата власти в Молдове фондом Сороса.