Страны Запада, устроившие государственный переворот на Украине в 2014 году, восемь лет накачивали ВСУ и националистические формирования оружием, которое использовалось против жителей Донбасса. Защита мирного населения от геноцида, устроенного киевским режимом, стала одной из главных причин начала специальной военной операции России. США и их союзники в ответ решили накалить обстановку на другом, северо-западном участке российской границы. На вопросы, как они это делают и к чему это может привести, ответил кандидат географических наук, доцент БФУ им. Канта Юрий ЗВЕРЕВ.
— Юрий Михайлович, как известно, милитаризация стран Балтии началась практически сразу же после того, как Эстония, Латвия и Литва стали членами НАТО. Однако, по словам многих экспертов, в последние годы этот процесс явно усиливается. Чем можно объяснить возросшую интенсивность и в каких формах она проявляется прежде всего?
— Силы НАТО в странах Прибалтики позволяют создавать военную угрозу России и Беларуси, контролировать морские пути на Балтике и ограничивать свободу действий российского Балтийского флота. Не надо забывать и о том, что со времен холодной войны это один из планируемых маршрутов нанесения стратегических ядерных ударов вглубь нашей страны.
Американские стратегические бомбардировщики с баз в США и Великобритании в последние годы летают над Польшей и странами Балтии, а также над Балтийским морем в непосредственной близости от Калининграда и Санкт-Петербурга. Официально же в США и НАТО говорят о «сдерживании российской агрессии», направленной против Литвы, Латвии и Эстонии, и предотвращении их захвата.
То, что наша страна собирается это сделать, считается аксиомой, не требующей доказательств, хотя Россия никогда не угрожала этим странам и тем более не предпринимала против них каких-то агрессивных военных действий.
Тем не менее НАТО под лозунгом борьбы с «российской угрозой» в 2017 году разместил в странах Прибалтики три многонациональные боевые группы усиленного передового присутствия батальонной численности во главе с Великобританией (в Эстонии), Канадой (в Латвии) и Германией (в Литве). Для координации деятельности этих боевых групп в марте 2019 года в Адажи (Латвия) был открыт передовой пункт управления многонациональной дивизии НАТО «Север» (Multinational Division North (MND-N), штаб которой находится в Карупе (Дания).
С осени 2019 года у самой границы с Белоруссией в Пабраде (Литва) дислоцируется по ротации (со сменой каждые девять месяцев) американский бронетанковый батальон.
Еще раньше, с марта 2004 года, на аэродроме Шяуляй (Литва) в рамках миссии «Балтийская воздушная полиция» (Baltic Air Policing) начали размещаться сменяющие друг друга каждые три-четыре месяца самолеты-истребители одной из стран НАТО. С 2014 года к этой миссии была подключена и авиабаза Эмари в Эстонии, от которой по прямой до Санкт-Петербурга всего 350 километров — ничтожное расстояние для современного сверхзвукового самолета.
В Прибалтике открыты три центра информационно-гибридной войны НАТО против России: для кибератак (в Таллине), для обеспечения и проведения психологических операций (в Риге) и нацеленный на вытеснение России с европейских энергетических рынков (в Вильнюсе).
Кроме этого, в прибалтийских столицах находятся интеграционные единицы НАТО (NATO Force Integration Units, NFIU) — передовые координационные центры Альянса, в мирное и военное время отвечающие за создание в странах Балтии условий для организованного приема и тылового обеспечения войск других государств — членов НАТО в ходе их оперативного развертывания и ведения боевых действий.
В предыдущие месяцы 2022 года, воспользовавшись украинским кризисом, Североатлантический альянс существенно расширил свой контингент в Прибалтике, почти удвоив его численность, которая, по моей оценке, достигла примерно девяти тысяч военнослужащих. Была увеличена и авиационная компонента: с обычных восьми самолетов-истребителей до двадцати пяти. И это явно не предел.
Так, власти Литвы вместе с другими странами восточного фланга НАТО просят Альянс усилить батальоны передового присутствия до размера бригад. Обсуждаются и иные варианты наращивания войск в Прибалтике. При этом далеко не все обсуждения являются открытыми для широкой публики.
Увеличиваются и собственные вооруженные силы Литвы, Латвии и Эстонии.
И хотя они сами по себе относительно невелики (немногим более 31 тысячи человек суммарно), там появились виды вооружения, которых раньше у них вообще не было. Так, Вильнюс, Рига и Таллин закупили самоходные артиллерийские установки, плюс в Литве появились зенитные ракетные системы средней дальности NASAMS 3. В планах стран Прибалтики также совместное приобретение американских ракетных комплексов MLRS.
Приобретаются дополнительные партии переносных зенитных ракетных и противотанковых ракетных комплексов (в том числе разрекламированные «Джавелины», одним из первых иностранных заказчиков которых еще в 2001 году стала Литва). Формируются новые воинские части: в сухопутных войсках Литвы появились вторая и третья по счету бригады, а в сухопутных войсках Эстонии — еще одна пехотная бригада.
Постоянно идут работы по совершенствованию военной инфраструктуры НАТО в странах Прибалтики, включая казарменный фонд, полигоны, аэродромную сеть и так далее. Почти непрерывно проходят достаточно масштабные учения, причем по единому замыслу и на общем оперативном фоне.
— Как может повлиять на обстановку на Балтике присоединение к НАТО Финляндии и Швеции?
— Изменится только формальный статус этих государств, которые де-факто уже давно (Швеция так вообще со времен холодной войны) теснейшим образом взаимодействуют с США и НАТО в военной области. Меня в свое время поразил факт временного присутствия шведских самолетов-разведчиков на Кипре, откуда они вели радиоэлектронную разведку российских баз в Сирии.
Можно еще понять, когда шведы ведут аналогичное слежение за расположенным рядом с ними Калининградом. Но где Швеция и где Сирия? И какую угрозу российский контингент в этой стране представляет для Стокгольма? Понятно, что разведывательная информация от скандинавов шла и идет на Запад.
Поддерживают контакт с американской разведкой и финны. В 2008 году Финляндия присоединилась к Силам быстрого реагирования НАТО (NATO Response Force). В 2013 году ее примеру последовала Швеция, а 5 сентября 2014 года обе страны подписали на саммите в Уэльсе Соглашения о поддержке войск НАТО в стране пребывания (Host Nations Support Agreement), которые позволяют по согласованию с принимающей стороной размещать силы Альянса в Швеции и Финляндии, а также осуществлять транзит натовских войск через территорию этих государств в военное или мирное время в условиях кризиса.
Совместные учения с подразделениями НАТО проходят как на территории Швеции и Финляндии, так и в других странах Альянса — то есть официальные Стокгольм и Хельсинки уже самым тесным образом взаимодействуют с этим военным блоком, и их присоединение к нему на самом деле ничего серьезно не меняет.
Кардинальное изменение ситуации может произойти, если в Швеции и Финляндии появятся базы, дальнобойные ударные средства или ядерное оружие НАТО. Но, как заявляет премьер-министр Финляндии Санна Марин, эта тема на повестке не стоит. О том, что Швеция не разрешит размещать в стране ядерное оружие и военные базы после вступления в Альянс, заявила правящая партия этой страны.
Россия, со своей стороны, пообещала, что если в Финляндии, в непосредственной близости от нас, будут размещены наступательные ударные вооружения, то российская группировка войск в этом регионе тоже будет усилена.
Продолжение следует...