Специальная военная операция России на Украине привела к геополитическим изменениям в Северном Причерноморье. Прозападное руководство Молдовы, уже показавшее свою несостоятельность в социальной и экономической сферах, спешит расправиться с любой оппозицией, чтобы некому было возглавить народное недовольство. В первую очередь Майя Санду арестовала своего главного оппонента — лидера пророссийской Партии социалистов Игоря Додона. В ответ на это вчера перед зданием парламента в Кишиневе прошла самая многочисленная за последнее время акция протеста.
Одна из самых грустных политических шуток в Молдове напрямую связана с популярным местным блюдом. Когда кто-нибудь удивляется долготерпению молдавских граждан, которые крайне редко выходят на митинги, ему отвечают, что происходит это потому, что «мамалыга не взрывается».
И действительно, в ситуациях, когда в подавляющем большинстве стран жители уже давно вышли бы на акции протеста и начали крушить все подряд, вступая в столкновения с силами правопорядка, молдаване только вздыхают и еще усерднее принимаются за работу.
Возможно, именно эта особенность их менталитета и привела к тому, что Молдова сегодня находится в таком положении — самого нищего государства Европы, где у власти стоят западные марионетки, последовательно ведущие страну к экономическому и социально-политическому краху, который может закончиться потерей независимости.
Кстати, это является еще одним доказательством того, что молдаване — не румыны! В соседней Румынии многотысячные манифестации — дело вполне обычное по самым разным поводам и причинам.
Однако и в Молдове, если уж очень сильно «припечет», люди выходят на улицы, как это было, например, в период олигархического режима Владимира Плахотнюка, когда в протестах участвовало более 10 тысяч человек — весьма солидное число для небольшой страны. Тогда, в 2015 году, причиной массовых выступлений стала «кража миллиарда» из банковской системы страны. Также протестующие требовали расследования беспорядков 7 апреля 2009 года и улучшения уровня жизни. Это привело к отставке правительства, но принципиально ничего не изменило.
Характерной чертой тех выступлений являлось то, что они объединяли сторонников различных геополитических взглядов — пророссийскую Партию социалистов (ПСРМ) во главе с Игорем Додоном и проевропейскую «Платформа DA» Андрея Нэстасе, к которым также присоединилась популистская «Наша партия» Ренато Усатого. Сегодня «Платформа DA» находится далеко в тени другой проевропейской партии — PAS, на лидера которой — Майю Санду — была сделана главная ставка западных кураторов Молдовы. «Наша партия» также опустилась на дно молдавской политики.
Фактически сегодня только Партия социалистов, которая в блоке с Партией коммунистов составляет парламентскую оппозицию, является главной угрозой для правящей PAS на политическом поле республики.
Социалисты выступают за сохранение и развитие всесторонних связей с Россией и реальный, а не декларируемый на словах нейтралитет Молдовы. В нынешних условиях, когда действующее руководство открыто приняло сторону Украины и Запада и проводит курс на обострение отношений с Россией, подобная позиция ПСРМ только подогревает желание власти избавиться от конкурентов.
Это и стало одной из причин атаки на Игоря Додона, но, похоже, уголовное преследование экс-президента превысило критическую массу недовольства, которая была необходима для того, чтобы молдаване сами себе сказали: «Хватит, довольно!»
Отдельные небольшие выступления начали проходить в Молдове еще в марте. Однако, как оказалось, экономической повестки — постоянного роста цен на бензин и дизтопливо, возросших счетов за газ, электроэнергию и ЖКХ — недостаточно для массового недовольства.
А вот в воскресенье 29 мая акция протеста в сквере возле парламента собрала практически столько же граждан, сколько все митинги за предыдущие два месяца.
Ее инициатором стала Партия социалистов, заявившая, что мероприятие пройдет «без партийных флагов», но «против диктатуры, бедности, некомпетентности властей, против захвата юстиции и запугивания людей».
«На нем все желающие смогут выступить и публично выразить свое несогласие с антисоциальной политикой действующей власти, с ее стремлением искоренить всяческое инакомыслие, подавить конституционные права граждан, включая право на свободу слова и мнения», — заявили в ПСРМ. Люди вышли на митинг с плакатами: «Не разрушайте страну, оставьте Молдову в покое!», «Остановите рост цен!», «Долой режим Санду!» Люди скандировали «Мы не сдадимся!»
По принципу «свободного микрофона» на мероприятии могли высказаться все желающие. Этой возможностью воспользовались представители всех регионов страны, прибывшие в Кишинев. Выступления продемонстрировали, что в республике хорошо понимают причины ужасающего положения в экономике. Протестующие поддерживали ораторов лозунгами с требованием отставки Майи Санду и правительства PAS.
Кроме этого, было подчеркнуто, что Молдова неуклонно скатывается к диктатуре по украинскому образцу, что неминуемо приведет к тому же результату, что и на Украине.
Отдельно было подчеркнуто, что уголовное преследование Додона не имеет никаких реальных оснований и является способом политической расправы.
Митинг завершился требованиями отставки правительства, отмены цензуры и прекращения уголовного преследования оппозиции, которые были зафиксированы в принятой резолюции. Однако каким будет продолжение, пока непонятно: протест нон-стоп не организован, а дата следующего не объявлена, дороги не заблокированы, также не было сформулировано ни одного конкретного предложения по части дальнейшей организации «народного сопротивления».
Тем не менее вчерашние события впервые за очень долгий период объединили экономические и политические требования жителей Молдовы. Тем удивительнее стало то, что их не побоялись выдвинуть в тот момент, когда в стране введено ЧП, объявленное в связи с военной операцией России на Украине.
Очевидно, что в этой ситуации дестабилизация обстановки в республике может быть использована как киевским режимом, уже давно планирующим удар по российским миротворцам, дислоцированным в Приднестровье, так и Румынией, которая может воспользоваться удобным случаем для ввода своих войск на территорию между Прутом и Днестром.
Оба этих варианта могут привести к переносу военных действий на территорию Молдовы и открытию еще одного фронта против России.
Вместе с тем необходимо четко понимать, что молдавские протесты любого уровня никогда не являлись главной причиной каких-либо значительных политических изменений, а служили только фоном для них и своеобразным триггером, сигналом к началу перемен. К реальным трансформациям власти в Молдове всегда приводили закулисные действия и договоренности; такова особенность местных политиков, работающих с оглядкой на зарубежных кураторов.
И примеров тому достаточно много. Так, отказ президента Воронина от подписания «Меморандума Козака» произошел не из-за протестов определенной части общества, а вследствие срочного вмешательства посла США в Кишиневе. Тому же Воронину после апрельских событий 2009 года западные кураторы «намекнули», что не надо цепляться за власть.
И даже если взять, к примеру, отстранение от власти Плахотнюка, то это стало не столько результатом массового недовольства населения, сколько договоренностью между Россией и США, которые сообща хотели избавиться от одиозного олигарха.
Регион, где находится Молдова, вошел в период геополитических изменений, что может активизировать граждан республики и повысить их роль в решении судьбы своей страны. Произойдет ли это, покажет уже ближайшее время.