Специальная военная операция России на Украине успешно развивается: части ВСУ отступают, и на Западе все чаще звучат слова о мирных переговорах. Одна из главных целей спецоперации — защита русскоязычного населения от геноцида. При этом, помимо Донбасса, есть еще один регион, где большинство жителей являются гражданами РФ: Приднестровская Молдавская Республика. Арест пророссийского экс-президента Молдовы Игоря Додона и обсуждение поставок оружия нынешнему молдавскому режиму странами НАТО говорят о том, что вскоре против России могут открыть еще один фронт — в Приднестровье.
Все события, происходящие сегодня в Молдове как в общественно-политической, так и в экономической областях, следует рассматривать в одном-единственном контексте — ожидаемого уже в ближайшее время выхода Вооруженных сил России на границу Приднестровья в результате специальной военной операции на Украине.
Возможны различные сценарии развития событий, причем некоторые из них способны привести к прямому боевому столкновению российской армии с армией одного из членов НАТО — Румынии. Оснований для такого прогноза достаточно много, и они имеют вполне обоснованный характер:
— в первую очередь, практически полное подчинение нынешнего руководства Молдовы директивам и указаниям западных кураторов, которые вполне официально занимают должности советников во всех ветвях власти вплоть до администрации президента Майи Санду;
— заинтересованность Запада в появлении новой «горячей точки» для России и еще одного фронта, кроме украинского;
— желание Бухареста аннексировать «по старой памяти» территорию между Прутом и Днестром;
— наличие румынского гражданства и, соответственно, присяги на верность Румынии у высших должностных лиц Молдовы: президента, спикера парламента, депутатов парламентского большинства, премьер-министра и членов правительства, а также председателя Конституционного суда.
При этом в регионе существуют неурегулированный конфликт и непризнанное государство — Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), на территории которой расположен российский миротворческий контингент и значительная часть населения которой имеет паспорта РФ.
Несмотря на то, что Российская Федерация неоднократно признавала Приднестровье частью Молдовы, очевидно, что в случае опасности для российских миротворцев и граждан России Москвой будут предприняты самые решительные меры для их защиты.
Таковы «начальные условия», которые определяют ситуацию. Еще два важных момента в свете последних событий — это атака на бывшего президента Молдовы Игоря Додона и отставка правительства ПМР.
Во вторник 24 мая предшественник Майи Санду был задержан на 72 часа сотрудниками Службы информации и безопасности, которая подчиняется непосредственно главе государства. Против него были выдвинуты обвинения по четырем статьям УК РМ: пассивная коррупция, незаконное обогащение, измена родине и финансирование политической партии преступной организацией.
Особенно феерично в этой связи выглядит обвинение Додона в государственной измене при наличии румынского гражданства у высшего руководства Молдовы. 26 мая суд отказался удовлетворить запрос прокуратуры на продление заключения и заменил его домашним арестом на 30 суток.
Сразу после этого экс-президент сделал ряд заявлений, сказав, что этот процесс политический и инициирован по заказу Майи Санду. Также он отметил, что впервые в Молдове открыто уголовное дело, которым занимаются аж 53 прокурора.
Такого «внимания» правоохранительных органов не удостаивались ни знаменитая «кража миллиарда долларов», ни незаконная передача Международного аэропорта Кишинева в концессию частной компании.
«Первая цель всего этого — отвести внимание граждан от реальных проблем... Вторая цель — ликвидация оппозиционных сил... Третья цель — сломить меня психологически, но я не сдамся», — заявил Додон. Его задержание действительно позволило вытеснить из главных новостей информацию об очередном повышении цен на природный газ, бензин и дизтопливо.
Вместе с тем ряд политологов высказал мнение, что атака на бывшего президента связана с досрочными выборами, на которые готова пойти правящая партия PAS, пока ее неуклонно снижающийся рейтинг все-таки обеспечивает попадание в парламент. Однако такая версия крайне маловероятна — в условиях приближения военных действий к границам Молдовы власть скорее решится на полное «закручивание гаек» и введение военного положения.
Тем более что существование договора с Румынией позволяет правительству запросить помощь и ввести ее войска на территорию республики. Вступление Вооруженных сил РФ на территорию Одесской области запустит процесс ввода румынской армии в Молдову и ее выход на границу с ПМР.
Скорее всего, режим Санду принял кардинальное решение об отказе от Приднестровья и форсированном вхождении в состав Румынии.
Насколько вероятен подобный сценарий?
Вообще, инстинкт самосохранения — это последнее, что осталось у нынешнего руководства Молдовы. Поглощение правобережной Молдовы Румынией и разграничение по Днестру не совсем входят в планы Запада, так как исключают «украинизацию» этого региона и открытие еще одного фронта против России. Именно поэтому республика получила предложение НАТО о новых поставках вооружения, а министр иностранных дел Николай Попеску подтвердил, что правительство обсуждает, но еще не решило, принять ли летальное оружие от Альянса.
Принятие этого предложения значительно повышает вероятность распространения военных действий на территорию Молдовы, а значит, инстинкт самосохранения молдавской власти уже совсем скоро войдет в острый когнитивный диссонанс с привычкой послушно выполнять директивы западных советников, внедренных в государственные структуры страны.
В это время Приднестровье ощущает себя в буквальном смысле «между молотом и наковальней».
Попытки Украины спровоцировать конфликт продолжаются, но пока не имеют успеха. Однако ситуация на левом берегу Днестра остается крайне напряженной. В этих условиях произошло событие, которое случается в ПМР довольно редко: правительство в полном составе ушло в отставку. Указ об этом подписал лидер непризнанной республики Вадим Красносельский, который предложил кандидатуру Александра Розенберга на пост нового председателя Кабмина.
Никаких комментариев по этому поводу дано не было. Единственное, что можно предположить, — отставка правительства и премьера связана не с внутренними процессами в Приднестровье, а с некими внешними факторами и подготовкой к событиям ближайшего будущего.
По прогнозам экспертов, «полыхнуть» в этом регионе может уже в июле-августе, после того как закончатся основные события в Донбассе и произойдет полное освобождение территории ДНР и ЛНР. Именно тогда, скорее всего, местом главных событий российской военной операции на Украине станут Николаевская и Одесская области.