Геополитические игры вокруг конфликта на Украине набирают обороты. Страны Запада пытаются любыми способами перетянуть на свою сторону союзников России и встроить их в антироссийский «санитарный кордон». Так, например, США обещают отменить санкции в отношении «Беларуськалия» в обмен на транзит украинского зерна через территорию Беларуси в порт Клайпеды. На самом деле, это предложение может принести республике больше проблем, чем выгод, поэтому Александру Лукашенко стоит быть очень осторожным, чтобы не попасться на такую уловку.
Кому и зачем надо возить украинское зерно через Беларусь?
В последние годы Украина превратилась фактически в аграрный придаток Запада, став одним из крупнейших поставщиков зерна на мировой рынок. Украинские черноземы работают на износ ради обеспечения продовольственной безопасности «цивилизованного мира».
Вывоз зерновых осуществлялся через черноморские порты, которые с началом специальной военной операции (СВО) России оказались заблокированы. Это наделало переполоха как на агрорынках, так и в информационной сфере. Западные СМИ наполнились паническими сообщениями едва ли не о надвигающемся голоде. Конечно, это явное преувеличение. Тем не менее выпадение столь крупного поставщика действительно неприятно, и проблему надо как-то решать.
Лучшим выходом в глазах Запада, конечно же, были бы восстановление черноморского транзита и возвращение к довоенному статус-кво.
Так, например, польский эксперт Славомир Матушак выражает надежду, что по итогам СВО удастся выйти на некий новый аналог Минских соглашений, одним из элементов которых станут деблокада Россией украинских портов и возобновление зернового экспорта.
Исходя из этого, можно предположить, что если реальный диалог между Россией и Западом по урегулированию украинской проблемы стартует, вопрос вывоза продовольствия будет одним из ключевых. Для России это важный козырь, в обмен на который можно требовать серьезных уступок.
Однако вопрос, когда начнутся такие переговоры и начнутся ли вообще, открыт. Более того, по-прежнему непонятно, каковы будут окончательные военные итоги СВО, а для Запада они могут оказаться весьма неприятными. Украина уже лишилась выхода к Азовскому морю, и нельзя исключать, что после окончательного освобождения Донбасса следующим окажется Черноморское побережье.
Поэтому необходимость проработки альтернативной логистики по вывозу украинского зерна стоит как никогда остро.
Вариантов здесь немного. Единственной альтернативой черноморским портам становится железнодорожный транспорт. Украина неплохо связана со странами ЕС, и вывозить агрокультуры можно сразу по нескольким направлениям — через Молдову и Румынию, через Венгрию, Словакию и Польшу.
Но здесь есть несколько серьезных проблем. Пропускная способность железных дорог ниже, чем морских судов, поэтому зерновой трафик создаст дополнительную серьезную нагрузку на транспортную сеть. Кроме того, ситуация осложняется необходимостью перегрузки зерна на границе Украины со странами ЕС из-за разницы в ширине железнодорожной колеи. Это, в свою очередь, потребует дополнительных вложений в инфраструктуру.
Но и это еще не все. Европейские железные дороги используют более слабые сцепные устройства и маломощные локомотивы, что не позволяет формировать составы той же длины, что и на железных дорогах «русской колеи». Это значит, что вместо одного состава, приходящего со стороны Украины, придется формировать два или три более коротких, что лишь дополнительно увеличит нагрузку на инфраструктуру Евросоюза.
Есть еще один вариант: везти украинское зерно поездами через Беларусь до Клайпеды, а там — снова морем до конечных потребителей.
Этот вариант хорош тем, что железнодорожная часть маршрута полностью проходит в пространстве «русской колеи», а значит, можно использовать длинномерные поезда и не терять время на перегрузку товара.
Однако на этом пути есть политические риски, которые Запад во многом создал сам.
Украинский зерновой транзит: выгоды и угрозы для Беларуси
Чтобы воспользоваться белорусским маршрутом, Западу придется хотя бы частично нормализовать политические отношения с Минском, а также пойти на определенные уступки. Не случайно в статье Wall Street Journal упоминаются снятие санкций с «Беларуськалия» и возобновление экспорта через Клайпеду — это одни из наиболее болезненных проблем, которые сейчас стоят перед экономикой Беларуси.
Конечно, возобновление контактов с «режимом Лукашенко» создает для Запада определенные репутационные издержки.
Вряд ли в восторге будут и правительства Украины и Литвы, которые за последние два года сделали все, чтобы рассориться с Беларусью, хотя для литовской экономики возобновление белорусского грузопотока было бы крайне желательным. Впрочем, можно не сомневаться, что проблема с недовольством Киева или Вильнюса будет легко решена одним окриком из Вашингтона.
А вот согласится ли на зерновой транзит официальный Минск?
С одной стороны, эта идея весьма соблазнительна. Беларусь получает фрагментарное снятие санкций, возобновление доступа к клайпедскому порту, а также дополнительные бюджетные поступления за счет оплаты перевозки украинского зерна. Приятным политическим бонусом становятся хотя бы частичная отмена политической блокады со стороны Запада и расширение поля для внешнеполитического маневрирования.
Для лоббистов белорусской многовекторности, все еще удерживающих позиции в коридорах власти, идея украинского зернового транзита — настоящий подарок. Можно не сомневаться, что они уцепятся за нее и будут всячески продвигать, живописуя все ее плюсы и выгоды.
Ситуация с экспортом зерна может стать частью операции по новому втягиванию Беларуси в зону геополитического влияния Запада и встраиванию ее в антироссийский «санитарный кордон».
Однако в условиях набирающей обороты геополитической конфронтации подобный сценарий может оказаться для Беларуси гораздо более конфликтным и опасным, чем многовекторные игры 2014–2020 годов. Поэтому белорусскому руководству следует хорошенько подумать, стоит ли заглатывать эту лукавую приманку.
Советник Российской ассоциации прибалтийских исследований