Киев и Кишинев обсуждают возможности передачи Украине молдавской военной техники и введения Молдовой санкций против России. Это подтвердил спикер Верховной рады Руслан Стефанчук на встрече с молдавским коллегой Игорем Гросу. Молдавская власть откровенно пренебрегает закрепленным в Конституции принципом нейтралитета, что грозит республике погружением в затяжной политический кризис. Однако западных кураторов президента страны Майи Санду устраивает сценарий «расшатывания» Молдовы. Создание «пояса нестабильности» вокруг России является прямым следствием политики США и ЕС по «продвижению демократии» в бывших советских республиках. Молдову через западные СМИ, НПО и вовлечение в антироссийские геополитические союзы подталкивали к разрушению отношений с Россией точно так же, как Украину. И продолжают делать это сейчас.
Первая попытка создания подконтрольного Западу антироссийского объединения бывших союзных республик, а ныне провозгласивших независимость государств относится еще к концу 1990-х годов, когда была создана организация ГУУАМ, получившая свое название по первым буквам входивших в нее стран — Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы. Однако в 2005 году Узбекистан покинул эту компанию, а из ее названия исчезла одна буква «У».
ГУАМ был заявлен как объединение, характерной чертой которого изначально стала ориентация на европейские и международные структуры.
Участники ГУАМ априори действовали вне рамок СНГ и в определенной степени противопоставляли себя этому межгосударственному объединению, созданному после распада СССР. При этом высказывались мнения, что непосредственной целью союза было ослабление экономической — прежде всего энергетической — зависимости вошедших в него государств от России, а также создание и развитие транзита различных энергоносителей по маршруту Азия (Каспий) — Кавказ — Европа в обход территории РФ.
Однако впоследствии эта организация использовалась и для определенных политических деклараций, в первую очередь антироссийской направленности.
Так, например, в декабре 2005 года страны ГУАМ выступили единым фронтом на встрече Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Любляне (Словения). Накануне этого форума председательство в ГУАМ перешло к Молдове, и именно она выступила на заседании ОБСЕ с требованием, чтобы Россия выполнила «Стамбульские соглашения» о выводе войск из Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.
Именно в этот период отношения между Кишиневом и Москвой находились в глубоком кризисе после срыва (по вине молдавской стороны) подписания в Приднестровье Соглашения об урегулировании на основе документа, известного как «Меморандум Козака». И как бы в противовес этому Молдова в этот период стала активнее принимать участие в ГУАМ.
Этот процесс активизации начался в феврале-марте 2005 года, после «Оранжевой революции» на Украине, на уровне двусторонних встреч между лидерами Украины, Грузии и Молдовы.
В начале марта в преддверии парламентских выборов в Молдове Михаил Саакашвили побывал в Кишиневе, а до этого молдавский президент Владимир Воронин приехал в Киев, где подписал совместное заявление об украинско-молдавском сотрудничестве.
Уже вскоре ГУАМ исчерпала себя: в 2009 году Воронин на вопрос о перспективах организации заявил, что «ГУАМ как региональная организация нежизнеспособна и бесперспективна». Он отметил, что эта структура «не имеет предмета для решений», а все попытки ее реанимировать провалились.
Чтобы не оставлять беспризорными бывшие страны союза, был придуман и запущен новый проект под названием «Восточное партнерство». В отличие от ГУАМ, эта новая «фишка» была призвана создать для ее членов иллюзию о допустимости присоединения к Евросоюзу в качестве равноправных участников наподобие Прибалтийских республик — так сказать продемонстрировать «повышение в классе» и возможность интеграции этих государств в общеевропейское экономическое и политическое пространство.
Программа «Восточное партнерство» была запущена в мае 2009 года на саммите ЕС в Праге с целью сотрудничества с шестью постсоветскими государствами: Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной. При этом «Восточное партнерство» не предусматривало непосредственного членства в Европейском союзе. Идея проекта заключалась в том, чтобы шесть стран-соседей могли сблизиться с Евросоюзом в той степени, в которой каждая из этих стран того захочет.
Учитывая, что, начиная с 2009 года, политики, находившиеся у власти в Молдове, проводили откровенно прозападную линию, страну в Брюсселе долгое время считали «историей успеха» «Восточного партнерства».
Все это закончилось после того, как в конце 2014 года под постоянные разговоры о евроинтеграции и практически при соучастии «проевропейского» правительства из банковской системы страны украли 1 миллиард евро.
В 2015-м году генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд открыто назвал Молдову захваченным государством. После целого ряда скандалов, напрямую связанных с местными «евроинтеграторами», ЕС заморозил любую макрофинансовую помощь Молдове. И заявил, что не возобновит ее, пока молдавские власти не сосредоточатся на реформах, расследовании кражи миллиарда и обеспечении демократических выборов.
Ну а проштрафившиеся политики были списаны в политический утиль, а на их место выдвинули новую «проевропейскую» партию «Действие и солидарность» (PAS), сколоченную из представителей прозападных НПО, которые буйно расцвели на молдавской политической почве, щедро унавоженной многомиллионными грантами. Термин «унавоженной» выбран совсем не случайно — PAS действительно напоминает навозного жука, катящего перед собой шарик, на который налипает все подряд и который все больше разрастается, собирая весь мусор и все фекалии, встречающиеся на пути.
Сегодня, находясь у власти всего 10 месяцев, правящая партия уже собрала вокруг себя всех тех, из-за кого Молдову даже в ЕС назвали «захваченным государством».
Тех, кого списали после многочисленных скандалов, связанных с вопиющими фактами коррупции, разворовывания бюджетных средств и грантов, «кражи миллиарда» и выстраивания в системе юстиции круговой поруки.
И все это происходит на фоне абсолютно некомпетентных чиновников, пришедших на свои посты после победы PAS на парламентских выборах. Как оказалось, те «эксперты», которые с умным видом комментировали вопросы внешней политики, экономики и управления государством в прессе и на телевидении, при непосредственном столкновении с проблемами на практике проявили себя неспособными на принятие мало-мальски разумных и рациональных решений, что привело к стремительному росту цен на фоне падения уровня доходов населения.
Зато эти «политики» оказались на редкость послушными и готовыми на любые шаги, вплоть до идущих во вред их собственной стране, чтобы оправдать то высокое доверие, которое было оказано им западными кураторами при назначении на государственные посты.
По факту, пока Молдову и другие постсоветские государства вели извилистой дорогой через разные международные объединения, в этих странах создавались новые управляемые элиты, которыми теперь легко командуют практически в режиме телевизионного пульта.
«Восточное партнерство» закончилось так же бесславно, как и ГУАМ.
При этом никого не должна вводить в заблуждение подача Молдовой, Украиной и Грузией заявок на членство в Евросоюз — эти страны там не ждут, они даже близко не соответствуют критериям для получения хотя бы статуса кандидата в ЕС.
В то же время конфигурация таких организаций, как ГУАМ и «Восточное партнерство», превратила Россию из непосредственного участника процесса структуризации восточноевропейского пространства, являющегося зоной ее жизненных интересов и вопроса безопасности, в, условно говоря, «рядового» внешнего игрока наравне с Евросоюзом и США, а само это пространство приобретало качество «общего соседства», в котором ЕС по определению имеет не меньшие права, чем Россия.
Еще одним эффектом этого процесса стала делегитимизация интересов России в данном регионе. В конечном результате именно это и стало причиной и основанием для проведения специальной военной операции российских Вооруженных сил на территории Украины.
Справка RuBaltic.Ru: Страны Запада ежегодно выделяют около 1 млрд долларов и 1,5 млрд евро на работу своих НПО и СМИ на постсоветском пространстве. В 2020 году в странах СНГ за счет этих средств осуществляли свою деятельность свыше 2 тысяч различных НПО и СМИ. Основным направлением их работы является очернение деятельности органов власти государств, проводящих суверенную политику и не приемлющих внешнее управление Запада. Главными итогами этой деятельности становятся дестабилизация бывших союзных республик и создание «пояса нестабильности» по границам России, как это уже происходило в Молдове, Беларуси, Казахстане, Киргизии и на Украине.