События последних недель опровергают тезис о том, что Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) является неким «филиалом ФСБ» на территории Украины. В первый же день российской спецоперации митрополит Онуфрий решительно осудил действия Москвы. Но это не спасает его от беспрецедентного давления со стороны людей, которые объявили охоту на «предателей в рясах». При сохранении действующей украинской власти УПЦ обречена на уничтожение.
«Случилась беда. К величайшему сожалению, Россия начала военные действия против Украины, и в это судьбоносное время призываю вас не впадать в панику, быть мужественными и проявить любовь к своей Родине и друг к другу. (…) Отстаивая суверенитет и целостность Украины, мы обращаемся к Президенту России и просим немедленно прекратить братоубийственную войну. Украинский и русский народы вышли из Днепровской купели крещения, и война между этими народами — это повторение греха Каина, который из зависти убил своего родного брата. Такая война не имеет оправдания ни у Бога, ни у людей», — заявил Онуфрий.
В общем, при всем желании предстоятеля УПЦ нельзя обвинить в том, что он занял выжидательную позицию. Да и вся церковь как централизованная структура твердо стоит на «заукраинских» позициях. Целый ряд епархий прекратил поминовение патриарха Кирилла во время богослужений, некоторые клирики призывают к полной независимости от Москвы.
«Пребывание в молитвенном и евхаристическом единстве с Московским патриархатом, даже после принятия решения не поминать за Божественной Литургией Патриарха Кирилла, выставляет верующих УПЦ перед их друзьями, родственниками и побратимами вражескими коллаборантами и предателями», — пишут львовские священники. По их мнению, пришло время созвать собор УПЦ МП и провозгласить автокефалию (то есть статус независимой и самоуправляемой церкви).
В стремлении отмежеваться от Москвы некоторые представители украинской церкви даже собирают подписи за проведение международного церковного трибунала над Патриархом Кириллом.
«Основное обвинение — поддержка распространения учения о "русском мире", что, по нашему мнению, является разновидностью ереси этнофилетизма. Это когда что-то национальное ставится над христианским универсализмом, когда за дымом "национальных идей" не видно Христа и Божьей истины», — сообщает один из инициаторов сбора подписей, протоиерей Андрей Пинчук.
Тем временем в Одесской епархии УПЦ пекут благотворительные пасхальные куличи для украинской армии. Во Львовской епархии отпевают погибших военнослужащих ВСУ, а оставшимся в живых настоятель Владимирского храма села Слобода Романовская (Житомирская область) передает освященные бронежилеты с нательными крестиками и иконками Божией Матери.
Сегодня трудно найти более проукраинскую церковь, чем УПЦ МП. Но это не спасает ее от беспрецедентного давления со стороны властей (и людей с оружием в руках, которые почувствовали себя властью).
Российская спецоперация стала катализатором передела церковного имущества на Украине.
Регулярно поступают сообщения о силовых захватах храмов в разных регионах страны. Как правило, «богоугодным» рейдерством занимается Православная церковь Украины (ПЦУ) — политическое детище Петра Порошенко, которое появилось на свет в результате объединения УПЦ Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).
Предполагалось, что Онуфрий со своей паствой тоже перейдет в лоно этой организации. Но каноническая православная церковь раскольников не поддержала. За это и расплачивается.
Вот один из примеров: 14 апреля на территорию Борисоглебского прихода собора в честь Покрова Богородицы города Борисполь (Киевская область) прибыли около 20 вооруженных мужчин, которые назвали себя представителями «сектора безопасности». Угрожая настоятелю протоиерею Александру Бондарю, они предъявили требования о переходе прихода в юрисдикцию ПЦУ. У священников изъяли все фотографии и видеозаписи, сделанные во время инцидента. Оно и правильно: ни к чему афишировать деятельность людей, которые «помогают» клирикам сделать «правильный» выбор.
Со стороны все должно выглядеть так, будто сами священники и их паства рвутся в ПЦУ.
Группа вооруженных людей под руководством иерарха ПЦУ Александра Драбинко силой захватила храм Успения Пресвятой Богородицы села Круглик Киевской области. В Почаевском храме (Львовская область) греко-католики, ПЦУшники и некие представители власти сорвали литургию, угрожали прихожанам.
Настоятелю общины протоиерею Илие Урусскому Служба безопасности Украины (СБУ) предъявила обвинения в поджоге храма его собственного прихода в селе Верхняя Яблонька. Прокуратура объявила о подозрении в коллаборационизме священнику УПЦ МП в Новоград-Волынском районе Житомирской области. Это лишь некоторые сообщения последних дней.
По большому счету, ничего особенного не происходит. ПЦУ активно занимается рейдерством с момента своего основания в 2018 году. До этого на храмы крупнейшей религиозной организации Украины покушались раскольники из Киевского патриархата. К «пидозрам» от прокуратуры и СБУ священникам тоже не привыкать.
Но если раньше Украинскую православную церковь просто «прессовали», то теперь она оказалась на пороге ликвидации.
В Верховной раде уже зарегистрирован законопроект «О запрете Московского патриархата на территории Украины». Авторы документа предлагают «инвентаризировать и национализировать» все имущество УПЦ МП, изменить принадлежность религиозных общин, монастырей и духовных учебных заведений.
Особенно диким кажется последний пункт: «Во время изменения подчиненности религиозных общин, монастырей и духовных учебных заведений Московского патриархата Служба безопасности Украины осуществляет проверку информации по антиукраинской или любой антигосударственной деятельности или коллаборационизма с российским агрессором и в случае подтверждения этой информации привлекает виновных к уголовной ответственности согласно действующему законодательству».
Кого объявят «коллаборационистом» — одному Богу известно. Но противники УПЦ попытаются сделать так, чтобы «фээсбэшников в рясе» обнаружилось как можно больше.
А настоятелями захваченных храмов станут «проверенные» кадры из числа клириков Православной церкви Украины. Как говорится, свято место пусто не бывает.
«Их сама жизнь закроет, потому что после такой войны иметь какое-то отношение к Московии — это вообще нонсенс», — так высказался о будущем УПЦ глава Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов.
В этой ситуации бессмысленно провозглашать автокефалию, как предлагают некоторые сановники Московского патриархата. Каноническая Украинская православная церковь при сохранении действующей власти обречена на ликвидацию. Либо быструю и решительную, либо долгую и мучительную. Сценарии могут быть разными, но суть от этого не меняется.