Батальон имени Кастуся Калиновского, собранный из белорусских добровольцев, вошел в состав Вооруженных сил Украины (ВСУ). В его ряды записались сотни бойцов, которых открыто поддерживает офис Светланы Тихановской. Таким образом, у беглой белорусской оппозиции появляется собственное силовое крыло: «калиновцы» не скрывают, что Украину они рассматривают в качестве плацдарма для перенесения боевых действий на территорию соседней страны.
С 2014 года белорусы принимали активное участие в событиях на востоке Украины. Из их числа были сформированы отдельные воинские формирования: отряд «Погоня», который проходил подготовку в специально оборудованном лагере на Волыни, и тактическая группа «Беларусь». Но в качестве самостоятельных единиц к моменту начала спецоперации Вооруженных сил РФ на Украине они не сохранились.
Вероятно, большинство белорусских «атошников» ушли с фронта, когда война приобрела вялотекущий характер. Другие распределились по различным подразделениям ВСУ. Но месяц назад в Киеве снова начала формироваться некая военизированная структура из числа граждан Беларуси.
Уже 1 марта противники режима Лукашенко с автоматами в руках записали видеообращение к своим соотечественникам: «Вас пытаются отправить на войну, которую ведет Путин. Это никакая не спецоперация по денацификации и демилитаризации Украины. Украина борется за свою свободу. Это Великая Отечественная война для украинцев. В 2020 году вам трудно было сделать моральный выбор. Этот моральный выбор не поздно сделать еще сегодня».
Затем появилось сообщение, что на территории Польши находятся три сотни белорусских добровольцев, которые готовы влиться в так называемый «иностранный легион». Локация выбрана подходящая: во-первых, именно поляки приютили больше всего «змагаров» после событий августа 2020 года.
Во-вторых, Варшава наверняка готова подсобить оружием, амуницией, вещами первой необходимости или даже деньгами. Грех не помочь иностранцу, желающему воевать с русскими!
Наконец, 9 марта белорусы объявили о создании отдельного батальона имени Кастуся Калиновского. Новость об этом быстро подхватили прозападные СМИ и Телеграм-каналы. Журналисты Deutsche Welle подготовили небольшой репортаж о том, как бойцы батальона проходят военную подготовку. Хотя у некоторых опыт уже имеется. Один из героев ролика — Иван (позывной «Брест») — проходил службу по контракту во Французском иностранном легионе и воевал в Донбассе.
Нетрудно догадаться, что все действующие и потенциальные члены батальона Калиновского делятся на три условные группы. Первая — это те самые ветераны антитеррористической операции (АТО). Вторая — противники режима Лукашенко, которые осели на Украине после неудачной попытки государственного переворота в Беларуси. Третья — те же неудавшиеся «революционеры», бежавшие в Польшу, Литву и другие западные страны.
25 марта бойцы батальона Калиновского приняли присягу и вошли в состав ВСУ. Правда, слово «присяга» здесь следует брать в кавычки. Текст торжественной клятвы на верность украинской армии и народу закреплен в законе «Об Уставе внутренней службы Вооруженных сил Украины».
А белорусские добровольцы зачитывали что-то совершенно иное, да еще и на своем языке.
«Обет на белорусском написали наши волонтеры. Мы уверены, что в будущем этот текст станет основой присяги настоящей белорусской армии», — сообщает Телеграм-канал батальона Калиновского. То есть в состав ВСУ вошли военнослужащие, которые присягнули на верность не Украине, а соседнему государству.
Кстати, произошло это в очередную годовщину провозглашения Белорусской народной республики (БНР). Само подразделение названо в честь одного из руководителей польского восстания 1863–1864 годов, которое было направлено против Российской империи. На базе батальона уже появилась отдельная группа «Черный кот». Организация с таким же названием занималась подпольной деятельность на территории советской Беларуси, ее руководителем числился Михаил Витушко — известный пособник нацистов, офицер коллаборационистского десантного батальона «Дальвитц».
Задумки своих кумиров «калиновцы» твердо намерены воплотить в жизнь.
«Я понимаю, что без свободной Украины не будет свободы и в Беларуси, — заявляет Павел Кулаженко, один из бойцов батальона. — Для меня как для белоруса это исторический шанс. Если мы его упустим, то неизвестно, когда он появится снова. Украина — единственная страна в мире, предоставляющая площадку для будущего формирования Белорусской освободительной армии, которая формируется на базе батальона Кастуся Калиновского».
Еще один любопытный факт: боец с позывным «Игорь» утверждает, что белорусские комбатанты участвуют в сражениях за столицу Украины с самого начала российской спецоперации. «В первые дни войны, с 24 февраля, наши ребята уже выезжали на определенные задачи. Это был пригород Киева. Самыми напряженными были первые 5–6 дней. Ребята показали себя нормально. К сожалению, у нас имелись потери», — утверждает «Игорь», который представился членом управления батальона.
Вероятно, речь идет о немногочисленных белорусах, которые по состоянию на 24 февраля уже проходили службу в рядах Вооруженных сил Украины.
Но можно сделать и другое предположение: некая «змагарская» ячейка ВСУ существовала еще до начала российской спецоперации.
Об успехах белорусского батальона на фронте пока ничего не сообщается. Зато уже есть потери: «калиновцы» потеряли как минимум троих бойцов. Среди них — Алексей Скобля (позывной «Тур»), который воевал в Донбассе в составе тактической группы «Беларусь».
Десять дней назад члены батальона изъявили желание отправиться на деблокаду Мариуполя (и даже записали по этому поводу пафосное видеообращение). Инициатива поражает очевидной тупостью. Во-первых, численность «калиновцев» слишком мала, чтобы проводить такие грандиозные военные операции. Во-вторых, белорусское подразделение дислоцируется в районе Киева, откуда до Мариуполя по трассе больше 700 километров. Во время длительного марш-броска с высокой долей вероятности группа будет просто уничтожена российской авиацией.
На подмогу мариупольскому гарнизону ВСУ батальон Калиновского до сих пор не отправился. Как говорится, языком молоть — не мешки ворочать.
Очевидно, создание отдельного белорусского подразделения на Украине преследует несколько целей. Первая — чисто военная. Из числа противников режима Лукашенко можно рекрутировать как минимум несколько сотен хорошо мотивированных бойцов (гораздо более мотивированных, чем насильно мобилизованные украинцы). Вторая цель лежит в плоскости политики.
Батальон Калиновского становится силовым крылом беглой белорусской оппозиции.
Его открыто поддерживает Светлана Тихановская, которая почему-то называет свое движение антивоенным (а по факту солидаризовалась с одной из сторон вооруженного конфликта).
Любопытно, что раньше «избранному лидеру Беларуси» действительно создавали имидж нейтрального политика. Поначалу она даже боялась называть Крым украинским. Теперь в ее публичных выступлениях нет никакой двусмысленности: Тихановская оказалась в одной лодке с людьми, которые воюют на стороне Киева и создают украинский плацдарм для войны в Беларуси. Ни о какой бескровной революции речь уже не идет.