Москва требует от США предоставить разъяснения о деятельности биологических лабораторий на территории Украины. Об этом заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова. Ранее в Министерстве обороны РФ заявили, что на территории соседней страны при деятельном участии американцев «осуществлялась разработка компонентов биологического оружия». Подтвердить или опровергнуть эти слова пока невозможно, но поводы для беспокойства у Москвы, несомненно, имеются.
«На Украине есть биологические исследовательские объекты; на самом деле, мы сейчас весьма озабочены тем, что российские военные могут пытаться взять их под контроль. Так что мы работаем с украинцами над тем, чтобы они смогли предотвратить переход каких-либо из этих исследовательских материалов в руки российских сил, если они приблизятся», — заявила замгоссекретаря США Виктория Нуланд.
Многие российские СМИ поспешили растиражировать ее «сенсационное» признание. Хотя сенсацией здесь даже не пахнет: сама информация о существовании на Украине американских биолабораторий давно имеется в открытом доступе. В Госдепе этого не скрывали.
Киев и Вашингтон с 2005 года сотрудничают в сфере предупреждения распространения технологий, патогенов и опытов, которые можно было бы использовать при создании биологического оружия.
По крайней мере, именно тогда (вскоре после первого майдана и победы Виктора Ющенко) украинский Минздрав подписал с Пентагоном соответствующее соглашение.
Правительству Николая Азарова секретные биолаборатории достались в наследство от «оранжевых». Впрочем, доступа к ним не имели даже представители Кабинета министров.
«С грехом пополам нам показали кое-что, но то, что мы увидели, нас не устроило. В 2013 году мы направили официальное письмо в Правительство США о расторжении этого соглашения (о сотрудничестве в сфере биологических исследований — прим. RuBaltic.Ru). Что было дальше, вы сами знаете: госпереворот, майдан, который, по сути, организовали именно американцы. Сейчас эти лаборатории и дальше работают на Украине. Их никто не контролирует, они расцветают», — утверждал Азаров.
Тему американских биолабораторий в 2020 году «подсветили» депутаты Верховной рады от «Оппозиционной платформы — За жизнь» (ОПЗЖ) Виктор Медведчук и Ринат Кузьмин, которые призвали руководителей страны детально изучить этот вопрос. Авторы обращения недвусмысленно намекали на то, что эксперименты иностранных специалистов могли спровоцировать вспышки инфекционных заболеваний.
В 2009 году на Украине был обнаружен вирус, вызывающий геморрагическую пневмонию; 2011 год — вспышка холеры; 2017 год — вспышка гепатита А. Это лишь несколько примеров, на которые ссылаются Медведчук и Кузьмин.
Разумеется, Зеленский оставил их обращение без ответа. Зато депутатам ОПЗЖ ответили сами американцы: посольство США на Украине подтвердило существование межгосударственных биологических программ, которые курируются Пентагоном. Их цель якобы заключается в развитии «способности Украины выявлять вспышки, вызванные опасными патогенами, прежде чем они станут представлять угрозу безопасности или стабильности».
После начала российской спецоперации Министерство обороны России завладело некими документами, связанными с деятельностью американских биологов. Генерал-майор Игорь Конашенков утверждает, что 24 февраля сотрудники украинских биолабораторий приказали экстренно уничтожить образцы особо опасных патогенов: возбудителей чумы, сибирской язвы, туляремии и так далее.
Москва увидела в этом попытки скрыть факты нарушения США и Украиной статьи 1 Конвенции ООН о запрещении бактериологического (биологического) и токсинного оружия.
«Полученные документы подтверждают, что в украинских биолабораториях, в непосредственной близости от территории России, осуществлялась разработка компонентов биологического оружия. В ближайшее время мы представим результаты анализа полученных документов. Часть из них, в частности указание Минздрава Украины об уничтожении патогенов и акты уничтожения в полтавской и харьковской биолабораториях, мы публикуем прямо сейчас», — заявил Конашенков.
Упомянутое указание Министерства здравоохранения Украины и акты об «экстренном уничтожении биологических патогенных агентов» уже имеются в открытом доступе. Подлинность документов официальным Киевом не подтверждается. Впрочем, ничего «криминального» они не содержат. Само наличие возбудителей опасных болезней в биологических лабораториях едва ли можно считать доказательством того, что американцы преследовали незаконные цели.
В конце концов, у Вашингтона было время замести следы (до сих пор под контроль Вооруженных сил РФ не перешел ни один областной центр, за исключением Херсона).
По факту сторонний наблюдатель не может ни подтвердить, ни опровергнуть утверждение о том, что американцы каким-то образом нарушают Конвенцию ООН о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия. Но основания для беспокойства, несомненно, существуют.
Во-первых, почему деятельность «мирных» биолабораторий на Украине курирует оборонное ведомство США? Почему эту задачу не поручили профильному Министерству здравоохранения?
Во-вторых, зачем Штаты проводят свои биологические исследования за рубежом в атмосфере строжайшей секретности? Речь идет не только об Украине. Аналогичные программы существуют в других странах, многие из которых граничат с Россией.
К примеру, сотни миллионов долларов Агентство по предотвращению угроз Департамента обороны США вложило в биолаборатории на территории Казахстана. Несколько учреждений американцы курируют в Грузии, в том числе «Исследовательский центр общественного здоровья имени Ричарда Лугара».
К этому объекту российский МИД безуспешно пытался получить доступ с 2017 года. Именно здесь, по мнению экс-министра госбезопасности Грузии Игоря Гиоргадзе, американцы занимались откровенно противозаконной деятельностью.
«Изучение лишь части документов — а там сотни, тысячи листов, переданных из Грузии моими друзьями, — показывает, что (...) могли проводиться секретные эксперименты над жителями Грузии. Целый ряд таких экспериментов окончился летальным исходом для моих соотечественников», — заявлял Гиоргадзе.
Наконец, самый каверзный вопрос можно сформулировать так: почему американцы даже не отчитываются об успехах своих биологических программ?
Если верить Госдепу, на Украине целая сеть лабораторий помогает местным специалистам бороться с опасными болезнями. На это уходят огромные деньги. Но ни разу за 17 лет американцы не рассказали, чем конкретно они помогли своим украинским друзьям…