В Беларуси проходит всенародный референдум по новой Конституции республики. «Рамкой» этого референдума неожиданно стала специальная военная операция России на Украине. Решительные действия Москвы ставят перед властью и обществом Республики Беларусь экзистенциальные вопросы: с кем белорусы в ситуации лобового столкновения России и Запада в Восточной Европе? Западнорусская традиция политической мысли Беларуси дает однозначный ответ на этот вопрос: белорусы — это русские, часть триединого русского народа наряду с украинцами и россиянами. В связи с этим аналитический портал RuBaltic.Ru в день общенационального референдума в Беларуси публикует отрывок из вышедшей на днях книги белорусского автора портала, доцента кафедры политологии Белорусского государственного университета (БГУ) Всеволода Шимова «Западнорусская Атлантида. Белоруссия на картах Русской цивилизации».
Белорусский национализм стал порождением сложного стечения обстоятельств. Длительное польско-литовское господство и стремление Польши удержать доминирование на белорусских землях способствовали формированию нарративов, отрицающих историческое и этноязыковое единство Западной и Восточной (Московской) Руси.
При этом этнические и лингвистические особенности белорусов, возникшие под многовековым польским воздействием, стали трактоваться в рамках этих нарративов как признаки отдельного, обособленного от русских народа, а не региональное своеобразие в рамках большой русской общности.
Наконец, особенности политического мировоззрения большевиков побудили их сделать ставку в своем государственном строительстве не на сторонников общерусского единства, а на немногочисленных, но сплоченных белорусских национал-сепаратистов, а также на выделение Белоруссии в отдельную республику.
Результаты этого политического выбора стали ясны в 1991 году. Белоруссия, как и Украина, и другие республики СССР, стала независимым государством.
Часто говорят, что история не знает сослагательного наклонения. С этой точки зрения проигрыш общерусской идеи и формирование отдельных белорусской и украинской наций являются свершившимся фактом. С этим фактом уже ничего нельзя сделать.
Думается, это все-таки не совсем так. История — динамичный и нелинейный процесс с множеством вероятностей и альтернативных сценариев. То, что сегодня кажется окончательным и безальтернативным, завтра может перестать быть таковым.
Говорить об окончательной победе белорусского и даже украинского национализма как минимум преждевременно.
Драматические события 2014 года показали, что украинский национализм по-прежнему неприемлем для значительной части населения Украины, а перспективы украинского государства сегодня представляются весьма туманными и далеко не очевидными.
С Белоруссией все тоже непросто. Несмотря на то, что Республика Беларусь уже тридцать лет является независимым государством, нацией по лекалам этноязыкового национализма белорусы так и не стали.
Они по-прежнему в подавляющем большинстве русскоязычны и в культурно-бытовом плане мало чем отличаются от своих восточных соседей.
Объясняется это не насильственной ассимиляцией, как пытаются представить белорусские националисты, а вполне естественными процессами. В белорусском народном сознании местные сельские говоры никогда не противопоставлялись русскому литературному языку, а рассматривались скорее как разные стилевые варианты одного языка — «простой» разговорный язык и «высокий» язык образованного городского общества.
Именно поэтому попытка создать отдельный «высокий» язык на основе белорусских сельских говоров оказалась малоуспешной, а белорусские крестьяне, переезжая в процессе урбанизации в города, переходили на «престижный» городской язык, то есть русский.
Белорусский язык так и остался уделом узкой группы националистической гуманитарной интеллигенции.
Попытка переделать современное белорусское общество по лекалам этноязыкового национализма не может быть ничем иным, как актом массового насилия над населением страны.
Именно этим опасен белорусский национализм. Опасен он и тем, что внушает белорусам комплекс неполноценности, заставляя их стыдиться своего бытового русскоязычия и принадлежности к русской культуре и цивилизации.
Осознав себя органической и естественной частью русского мира, белорусы могут избавиться от этих комплексов. Они могут по праву гордиться своей принадлежностью к одной из ведущих мировых культур и пользоваться всеми преимуществами, которые она дает.
Русская культура для Белоруссии — фактор силы и конкурентное преимущество!
Идея общерусского единства, идея нового собирания Руси должна стать основой белорусско-российских отношений.
Только вместе мы способны создать особую цивилизацию, особое человечество, которое будет способно выступать в качестве одного из ведущих мировых игроков и эффективно отстаивать свои интересы перед лицом внешних угроз и конкурентов.
Угрожает ли общерусская идея белорусскому суверенитету? Отнюдь. Общность русских земель может быть организована по-разному — как союз государств, федеративный союз, унитарная империя. В целом не стоит «обожествлять» суверенитет и привязываться к государствам в их текущих границах. Государства появляются и исчезают, границы меняются — так было и так будет. Русский мир за свою многовековую историю пережил не одну смену форм государственной организации, и, скорее всего, это далеко не последняя его политическая трансформация.
На сегодняшний день существованию Белоруссии как отдельного государства ничто не угрожает, и если уж говорить об угрозах, то такой угрозой скорее является белорусский национализм, а не общерусская идея или западнорусизм.
Все в руках белорусов. От них зависит, станет ли Белоруссия успешным политическим проектом в рамках русского мира или придет к геополитической и культурной катастрофе, как Украина.
Нужно перестать бояться называть вещи своими именами.
Мы все — русские.
Особая исторически сложившаяся общность, освоившая уникальную геополитическую нишу на севере Евразии. Наша сила — в единстве, а раздробленность — путь к слабости и гибели.