Курс рубля и акции крупнейших российских компаний резко выросли после введения новых санкций против России США и Европейским союзом. Санкции за признание Москвой независимости Донецкой и Луганской народных республик слишком мягкие, и сами европейцы и американцы признают, что более жесткие они ввести уже не могут, потому что такие санкции будут болезненны для самого Запада.
Совокупный список санкций, объявленных президентом США и заготовленных Европейской комиссией, выглядит следующим образом:
1. Санкции против нескольких российских банков;
2. Санкции против российского госдолга: запрет на операции с суверенными российскими бумагами;
3. Остановка сертификации газопровода «Северный поток — 2»;
4. Санкции против российских чиновников и депутатов, поддержавших независимость республик Донбасса: запрет на въезд и блокировка их активов за рубежом.
Рынок отреагировал на такие меры ростом курса рубля и акций крупнейших российских компаний.
За несколько часов, минувших после выступлений Джозефа Байдена в Вашингтоне и главы европейской дипломатии Жозепа Борреля в Брюсселе, курсы доллара и евро по отношению к рублю упали соответственно на 1,2% и 1,24%. Акции «Газпрома» после того, как ему «поставили на паузу» проект «Северного потока — 2», выросли на 4,2%.
Такой реакции рынка на санкции еще не бывало. И не только рынка. Российская общественность отреагировала на новые санкции… смехом. Главный повод для смеха дал глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, который написал, что у российских «олигархов» больше не будет шопинга в Милане, вечеринок в Сан-Тропе и алмазов в Антверпене. Можно себе представить, какое впечатление произвела на российскую аудиторию такая «страшная» кара: российские депутаты (вдуматься только!) не смогут больше покупать алмазы в Антверпене!
Для полноты веселья не хватало только того, чтобы Жозеп Боррель удалил свой пост про алмазы. Именно это он и сделал.
Если говорить серьезно, то официальные лица в Европе и США сейчас будут на голубом глазу заверять всех, что введенные «мягкие» санкции против России — это только первый пакет, а настоящие «санкции из ада» еще впереди.
Однако даже западные эксперты и крупнейшие СМИ в сегодняшней ситуации признают, что по-настоящему болезненные санкции для России Запад ввести уже не способен.
«Российское правительство потратило годы, перестраивая бюджет и финансы, чтобы экономика страны могла противостоять будущим санкциям. Усилиям правительства способствовали высокие рыночные цены на нефть и газ. Теперь у России относительно низкий внешний долг, и она меньше зависит от кредитов от иностранных организаций, чем до 2014 года. И что наиболее важно, валютные резервы страны составляют 631 миллиард долларов. А это четвертые по величине валютные резервы в мире», — пишет о новых санкциях New York Times.
Единственные чувствительные санкции, которые способны всерьез подорвать экономическую базу путинской России, это запрет поставок российской нефти и газа. Однако эксперты New York Times единодушны в своем выводе: западные политики на это никогда не пойдут. Потому что по-настоящему болезненными эти санкции будут и по отношению к Западу тоже.
Жизнь выводы экспертов New York Times уже подтвердила. После решения о приостановке сертификации «Северного потока — 2» цены на газ в Европе рванули вверх.
В равной степени эффект бумеранга за новые санкции Запада актуален и для прочих «санкций из ада», которыми в последние годы угрожали России. Отключение от сети переводов SWIFT, транспортная блокада, разрыв цепочек технологической кооперации — это все санкции, к которым, во-первых, Россия уже много лет готовилась, а во-вторых, это меры, которые ударят по тем, кто их вводит.
Потенциал санкционного давления на Россию исчерпан: ее болевой порог слишком высок, чтобы экономическое давление смогло заставить Москву «изменить свое поведение».
Поэтому ситуация, когда над вводящими санкции западными чиновниками смеются, а рубль после оглашения нового санкционного пакета растет, это не сбой в системе. Перелом в экономической войне достигнут, и подобные ситуации будут воспроизводиться.