Новость о том, что президент РФ Владимир Путин признал независимость Донецкой и Луганской народных республик, вызвала в Прибалтике настоящий переполох. Представители Литвы, Латвии и Эстонии требуют от Евросоюза ввести против России самые жесткие санкции и даже угрожают ей войной. Пожалуй, дальше всех пошел председатель Комитета по национальной безопасности и обороне Сейма Литвы Лауринас Кащюнас: он посетовал, что ЕС и НАТО за прошедшие восемь лет не превратили Украину во второй Афганистан.
«Принятое президентом Российской Федерации решение признать независимость неподконтрольных Украине территорий Луганска и Донецка продолжает начавшуюся еще в 2014 году атаку на независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, предполагая противозаконное изменение границ в Европе. Грубо нарушая международное право под сфабрикованным предлогом и распространяя ложную информацию, Россия стремится спровоцировать смену политического руководства и внешнеполитического курса Украины насильственными методами», — говорится в заявлении, которое подписали президент Латвии Эгилс Левитс, председатель Сейма Инара Мурниеце, премьер-министр Кришьянис Кариньш и министр иностранных дел Эдгар Ринкевич.
Ноту протеста они подготовили заранее (вероятно, еще во время заседания Совбеза РФ, когда стало ясно, что Путин настроен признать ДНР и ЛНР).
Реакция Риги оказалась предсказуема: непоколебимая поддержка Украины, категорическое осуждение России и призыв к введению против последней жестких экономических санкций.
Соседи решили не отставать. Историческую речь Путина министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис прокомментировал таким сообщением: «Россия должна быть признанной такой, какая она есть: государством вне международных правил и цивилизованных норм. Такой курс на эскалацию должен быть встречен санкциями».
Глава эстонского МИД добавляет, что признание ЛДНР является «явным нарушением условий Минских соглашений и приведет к расторжению соглашения в одностороннем порядке».
В поток шаблонных заявлений, которые звучали из Прибалтики, проскальзывали и некоторые конкретные предложения. Так, например, экс-посол Эстонии в России и бывший министр иностранных дел Марина Кальюранд призвала отключить Россию от SWIFT и окончательно остановить «Северный поток — 2». «Да, это ударит и по ЕС, и по Эстонии. Но в конце концов необходимо обеспечить энергетическую независимость Евросоюза от России», — считает Кальюранд.
В контексте последних событий тезис о достижении «энергетической независимости» ЕС путем блокирования «Северного потока — 2» звучит как фраза, вырванная из контекста.
Нужно пойти еще дальше: Украине следует уничтожить свою газотранспортную систему! Только тогда у России не будет ни альтернативного, ни традиционного маршрутов доставки своего газа в Европу.
Президент Эстонии Алар Карис настолько поддерживает Украину, что посетил ее на следующее утро после признания Путиным республик Донбасса. «Решение Кремля признать сепаратистские регионы востока Украины в качестве отдельных государств еще больше усугубляет нынешний кризис безопасности в Европе и ясно показывает, что Москва отказалась от дипломатии и выбрала агрессию. Мы должны быстро и единогласно ввести новые и эффективные санкции против России».
Опять же, здесь важен контекст. Семь лет назад были подписаны так называемые вторые Минские соглашения, выполнение которых Украина саботировала из года в год, причем делала это совершенно открыто. А ведь речь идет об основополагающем документе в деле обеспечения мира и безопасности Восточной Европы. За семь лет ни один европейский лидер не упрекнул Украину в том, что она провоцирует усугубление кризиса. Опомнились только сейчас.
Нелишним будет вспомнить последнюю встречу лидеров «нормандской четверки» в Париже, когда Россия предлагала развести силы и средства по всей линии разграничения в Донбассе. Это был единственный эффективный способ прекратить кровопролитие и решить проблемы хотя бы частично. Но Киев и здесь отказался идти навстречу Москве. Тогдашний министр внутренних дел Украины Арсен Аваков прямо сказал, что для его страны это невыгодный расклад.
Кто же планомерно и систематично подталкивал Путина к решению, которое он мог принять еще в 2014–2015 годах?
Отдельные прибалтийские политики даже не скрывают, что они тоже работали в этом направлении. Пока президент Литвы твердит о нарушенных Россией нормах международного права, председатель парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне республики Лауринас Кащюнас упрекает коллективный Запад: «Не хотели принимать Киев в Североатлантический блок — хорошо, не принимайте. Но насыщать современным противоракетным, противотанковым оружием, средствами ПВО и боевыми кораблями были просто обязаны. (…) Мы могли превратить Украину во второй Афганистан. Украинцы могли стать для России такими же воинственными моджахедами, какими они были для армии СССР».
Как в эту концепцию вписываются Минские соглашения? Никак. Кащюнас даже не вспоминает, что у Киева были конкретные обязательства по установлению мира в Донбассе. Оказывается, вместо урегулирования конфликта нужно было создать на территории Украины огромный очаг нестабильности, в котором увязнет Россия.
Украинцы должны были стать не полноправными членами «европейской семьи», а воинствующими моджахедами с автоматами наперевес. Хотя еще не все потеряно…
«Наш ответ должен звучать так: "Наш дорогой друг, мы мирный альянс, но мы также готовы идти воевать за наши свободы. Мы не боимся вас. Если вы хотите войны, вы ее получите."», — заявляет министр обороны Латвии Артис Пабрикс. Ранее он сам отверг возможность отправки на Украину латвийского военного контингента. Видимо, воевать за «их свободы» должны исключительно те люди, в которых господин Кащюнас видит новых моджахедов.
А для прибалтийских элит ситуация развивается наилучшим образом.
Под предлогом борьбы с «российской агрессией» они будут пиариться на международной арене, выпрашивать у США и ЕС дополнительные финансовые подачки, договариваться об усилении своего военного потенциала.
Признание Россией республик Донбасса — это звездный час для властей Литвы, Латвии и Эстонии. Прямо сейчас растет в цене их главный экспортный товар — русофобия.