Обращение президента Владимира Путина к гражданам России с речью о признании Донецкой и Луганской народных республик имеет большее значение, чем собственно признание. Путин обозначил внешнюю политику РФ в ближнем зарубежье на годы вперед: Москва более не признает постсоветский статус-кво и не воспринимает как полноценных субъектов международного права те постсоветские политические новообразования, из которых Запад 30 лет после распада СССР строит анти-Россию.
«Современная Украина целиком и полностью была создана Россией, точнее, большевистской, коммунистической Россией. Этот процесс начался практически сразу после революции 1917 года, причем Ленин и его соратники делали это весьма грубым по отношению к самой России способом — за счет отделения, отторжения от нее части ее собственных исторических территорий. У миллионов людей, которые там проживали, конечно, никто ни о чем не спрашивал», — сказал в видеообращении Владимир Путин.
Этим историческим экскурсом речь российского лидера начинается. Заканчивается она спустя час заявлением о признании независимости республик Донбасса. Час между введением и заключением посвящен по большей части вопросам истории: национальной политике большевиков, искусственному взращиванию советской властью украинского национализма и тому подобным вещам.
Зачем нужно такое подробное обращение к истории, когда суть вопроса — объявить решение о признании Россией ДНР и ЛНР?
Путин дал понять, что и границы Украины, и сама современная Украина как таковая — искусственные образования, и Россия не ставит Украину на равную доску с настоящими странами, которые обладают традицией государственности, независимостью, суверенитетом, территориальной целостностью.
У Украины нет ни традиции государственности, ни суверенитета, ни независимости, поэтому и ее территориальная целостность — не сакральная ценность.
Это принципиально иная постановка вопроса, чем если бы Путин признал ДНР и ЛНР из чисто гуманитарных соображений: чтобы по просьбе признанных властей этих стран ввести в регион российские войска и не дать Вооруженным силам Украины «зачистить сепаров». Речь идет даже о большем, чем восстановление исторической справедливости и отчуждение от Украины земель, которые в ее состав запихнули по произволу.
Путин неоднократно подчеркивает, что Россия признала независимую Украину, больше того — признала ее в тех советских границах, которые Украине нарисовали Ленин и Сталин с Хрущевым.
Однако постсоветская Украина была превращена в предельно антироссийский проект, и ее миссия сегодня — быть анти-Россией.
Существование Украины на сегодняшний день является физической угрозой российской безопасности. Эту страну превращают в полигон, решение о принятии рано или поздно Украины в НАТО, сообщает Путин со ссылкой на свою информацию, уже принято, и даже без формального членства в стране уже происходит развертывание натовских баз, причем вопреки национальному законодательству о запрете размещения иностранных войск на территории Украины.
Особое внимание президент РФ уделил угрозе украинского президента Владимира Зеленского выйти из Будапештского меморандума, по которому Украина отказалась от ядерного оружия. Путин склонен воспринимать эту угрозу всерьез.
«Украина действительно располагает еще советскими ядерными технологиями и средствами доставки такого оружия, включая авиацию, а также оперативно-тактические ракеты "Точка-У", тоже еще советской конструкции, дальность которых превышает 100 километров. Но сделают и больше, это вопрос только времени. Заделы с советского времени есть», — сказал президент России. — С появлением у Украины оружия массового поражения ситуация в мире, в Европе, особенно для нас, для России, изменится самым кардинальным образом. Мы не можем не реагировать на эту реальную опасность, тем более, повторю, что западные покровители могут посодействовать появлению на Украине такого оружия, чтобы создать еще одну угрозу для нашей страны».
Таким образом, угроза использования Украины как антироссийского тарана и плацдарма для нанесения внезапного военного удара по России, причем удара — не исключено — ядерного, дает России основания не церемониться с украинской государственностью и прямо говорить, что эта страна — большевистский проект, нарезанный из исторических земель России в рамках СССР и превращенный после его распада в анти-Россию.
И не только говорить, но и действовать в соответствии с этими словами. В частности, не признавать Украины в ее постсоветских границах. Следствием чего и является признание ДНР и ЛНР.
В этом отношении речь Путина о признании ДНР и ЛНР важнее даже, чем само это признание. Это такой же установочный манифест, как «Мюнхенская речь» Владимира Путина 2007 года. Он будет определять политику России в ближнем зарубежье на многие годы.
Эта политика уже проводится с признания независимости Южной Осетии и Абхазии, а также с присоединения Крыма, но теперь она подтверждена доктринально.
Москва более не признает постсоветский статус-кво и не воспринимает как полноценных субъектов международного права те постсоветские политические новообразования, из которых Запад 30 лет после распада СССР строит анти-Россию.
Это далеко не только Украина. Соответственно, фраза Путина «Мы готовы показать вам, что значит для Украины настоящая декоммунизация» относится далеко не к одной Украине.