Россия должна вывести свои войска с территории Украины, Молдовы и Грузии. Об этом заявил министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич в ответ на просьбу главы МИД РФ Сергея Лаврова разъяснить, что страны НАТО понимают под термином «политика безопасности». Москва предложила отдельно взятым членам Альянса поучаствовать в серьезной дискуссии, но представители Прибалтики сходу превращают ее в балаган. Остается дождаться, когда в рамках переговоров по безопасности Литва, Латвия или Эстония предъявят России счета за «советскую оккупацию».
28 января министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сделал послание своим коллегам из США, Канады и ряда европейских стран. Чуть позже полный текст письма был опубликован на сайте российского МИД. В нем говорится, что «ответы США и НАТО на наши предложения свидетельствуют о существенных расхождениях в понимании фундаментального для всей архитектуры европейской безопасности принципа равной и неделимой безопасности». Россия, в свою очередь, хочет прояснить переговорные позиции Запада.
«Мы хотим получить четкий ответ на вопрос о том, как наши партнеры понимают свое обязательство не укреплять собственную безопасность за счет безопасности других государств на основе приверженности принципу неделимости безопасности? Как конкретно ваше правительство намерено выполнять это обязательство на практике в современных условиях? Если вы отказываетесь от данного обязательства, просим четко сообщить об этом», — пишет Сергей Лавров.
Основная претензия России заключается в том, что США, по сути, приватизировали право на безопасность.
«Выдергивая» из международных документов определенные тезисы, представители НАТО обосновывают свои притязания на расширение и укрепление Альянса, но при этом игнорирует интересы третьих стран. Таким образом, не работает сама концепция неделимости безопасности. Лавров четко артикулирует этот вопрос: «Так дело не пойдет. Смысл договоренностей о неделимости безопасности заключается в том, что безопасность либо одна для всех, либо ее нет ни для кого».
В общем, министр иностранных дел России задает странам Запада конкретные вопросы, ссылается на конкретные пункты конкретных документов, предлагает своим зарубежным партнерам поучаствовать в серьезной дискуссии. А что слышит в ответ?
«Это письмо вместе с желанием получить от всех отдельные ответы также указывало на то, что оно является проверкой единства. Безусловно, очень важно, чтобы мы ответили и отреагировали единым образом», — так прокомментировала обращение Лаврова министр иностранных дел Эстонии Эва-Мария Лийметс.
То есть приглашение к диалогу со стороны Москвы — это уже провокация. Своим письмом глава российского МИД коварно раскалывает западный блок!
Конечно, более правдоподобным и адекватным кажется другое пояснение. Отдельные страны НАТО (в том числе Прибалтийские республики) публично вмешиваются в процесс переговоров с Россией. К примеру, премьер-министр той же Эстонии Кая Каллас на днях дала интервью изданию Politico, в котором призвала вести с Кремлем диалог, но не переговоры. «Примите совет от Каи Каллас: западным союзникам нужно "стратегическое терпение", если они хотят победить Владимира Путина. Мантра эстонского премьер-министра, рожденная из четырех поколений семейного сопротивления захвату власти Москвой: держите Путина за столом, ничего не отдавая», — пишет Politico.
Имеют ли право Эстония и другие страны — члены НАТО высказывать свое мнение по этому вопросу? Разумеется. Лавров как раз и предлагает это сделать. Но его деловое обращение к западным партнерам сходу вызывает негативную реакцию Прибалтики. При этом комментарий Эвы-Марии Лийметс выдержан в лучших традициях «совка», где у всех союзных республик во всем должно быть единое мнение.
В сущности, что страшного произойдет на Западе, если эстонский ответ Лаврову будет чем-то отличаться от венгерского, а венгерский — от австрийского или немецкого? Это ли не признак подлинной демократии в рядах Североатлантического альянса, которая якобы выгодно отличает его от альтернативных военных блоков?
Увы.
Министр иностранных дел Эстонии уверена, что перед лицом российской агрессии все западные страны должны отвечать Лаврову по заранее утвержденному трафарету.
Еще более дерзко письмо Лаврова прокомментировал глава латвийского МИД Эдгар Ринкевич: «Неделимость безопасности означает уважение территориальной целостности и суверенитета всех стран. Если Россия действительно серьезно относится к этой концепции, то она должна показать пример — вывести свои войска с Украины, из Молдавии, Грузии. Иначе это просто пустая болтовня».
Картина маслом: Россия пытается наполнить переговоры по безопасности конкретикой и конструктивом, а Латвия наполняет их воплями о «российской агрессии». Москва обращает внимание Риги на Кодекс поведения ОБСЕ, касающийся военно-политических аспектов безопасности 1994 года (там говорится, что при выборе способов обеспечения безопасности, включая членство в союзах, государства будут «учитывать законные интересы безопасности других государств»). Латвия отвечает: «Верните Украине Крым!»
Впрочем, чего еще можно было ожидать от господина Ринкевича? У него установка простая — с Москвой можно договариваться только об условиях ее безоговорочной капитуляции.
«Они (россияне — прим. RuBaltic.Ru) используют эту старую советскую тактику ведения переговоров. Во-первых, требуйте максимума, требуйте того, что вам никогда не принадлежало. Во-вторых, предъявляйте ультиматумы. И в-третьих, не уступайте ни пяди в переговорах», — заявила Кая Каллас в уже упомянутом интервью Politico. Требовать максимума, предъявлять ультиматумы, не уступать ни пяди — именно так предлагают вести переговоры с Россией представители Прибалтики. Просто у них ультиматумы «правильные» и «миролюбивые», а у России — «неправильные» и «агрессивные».
Если Литва, Латвия и Эстония еще не направили Лаврову официальный ответ, аналитический портал RuBaltic.Ru готов подкинуть им хорошую идею: можно снова потребовать от России компенсаций за «советскую оккупацию».
Этот вопрос легко можно увязать с переговорами по безопасности.
Рассчитавшись с прибалтами, Москва тем самым признает сам факт «оккупации» и засвидетельствует, что она отказывается от притязаний на независимость Прибалтийских республик. Чем не дополнительная гарантия безопасности для Литвы, Латвии и Эстонии?