«Свита российских придворных историков во главе с Александром Дюковым и кремлевская пропагандистская система проводят новую информационную атаку на Латвийское государство. На этот раз мишенью был выбран институт президента, а для его очернения использована фальсификация семейной биографии Яниса Кажоциньша, советника президента Эгилса Левитса», — пишет латвийская газета Neatkarīgā Rīta Avīze. Канцелярия президента Латвии решительно опровергла связь семьи советника Кажоциньша с нацизмом. О том, почему его расследование так взбудоражило официальную Ригу, директор фонда «Историческая память» Александр Дюков рассказал в интервью аналитическому порталу RuBaltic.Ru.
— Г-н Дюков, введите наших читателей в курс дела: почему Вы заинтересовались фамильным портретом Яниса Кажоциньша и что обнаружили?
— На самом деле, все достаточно просто. На протяжении последних нескольких лет наш фонд «Историческая память» занимается выявлением ныне живущих легионеров латышского легиона СС. Почему мы это делаем? Потому что убеждены, что среди этих легионеров могут быть нацистские военные преступники.
Латышский легион СС был причастен к ряду военных преступлений. Более того, в латышский легион входил личный состав полицейских батальонов.
Соответственно, за последние несколько лет нам удалось выявить около полутора сотен фамилий латышских легионеров. Проводя эту работу, мы наткнулись на проживающего в городе Аделаида (Австралия) человека по имени Янис Кажоциньш.
Нас это не могло не заинтересовать, потому что точно так же зовут нынешнего советника президента Латвии по национальной безопасности и бывшего директора Бюро по защите Конституции.
При изучении материалов (которые, кстати, опубликовал довольно видный латышский националист, член Национального объединения) мы услышали рассказ «австралийского» Яниса Кажоциньша, из которого следует, что он является родственником латвийского топ-чиновника. Это мы и показали в ролике на Ютубе.
Тем же представителем Нацобъединения были опубликованы фотографии из личного архива «австралийского» Кажоциньша. И там мы без труда можем обнаружить человека, который чрезвычайно похож на нынешнего советника президента Латвии.
В принципе, сам Янис Кажоциньш публично признавал, что вырос в окружении латышских легионеров СС. Ничего необычного здесь нет.
Важно другое.
Мы установили, что известный нацистский преступник Янис Цирулис — палач Жестяной Горки, который недавно был осужден российским судом за геноцид мирного населения — тоже является родственником Яниса Кажоциньша, мужем одной из его бабушек.
Это уже интереснее. Повторюсь, родственником является не просто какой-то легионер, а человек, преступная деятельность которого не вызывает никаких сомнений — она четко задокументирована.
Цирулис сотрудничал с ЦРУ (соответствующие документы рассекречены), возглавлял западногерманское отделение организации «Ястребы Даугавы» и курировал латышскую гимназию в Мюнстере.
Как раз это учебное заведение окончил нынешний президент Латвии Эгилс Левитс.
Согласитесь, любопытный клубок.
Теперь давайте вспомним, что после отставки с должности директора Бюро по защите Конституции господин Кажоциньш по каким-то причинам очень долго оставался не у дел. Вплоть до тех пор, пока Левитс не назначил его советником по национальной безопасности.
Есть основания полагать, что связь Цирулиса и Левитса обеспечила Кажоциньшу его нынешний пост.
Для меня это было открытием. Я знал, что латышские элиты связаны с пособниками нацистов, но чтобы палач Жестяной Горки оказался связан и с президентом Латвии, и с его советником…
— Канцелярия президента Левитса ответила на ваше расследование: «Упомянутый в сфабрикованном материале бывший легионер Янис Кажоциньш, проживающий в Австралии, не является родственником советника Яниса Кажоциньша». А газета «Неаткарига Рита Авизе» пишет, что вы неправильно перевели высказывания «австралийского» Кажоциньша (дескать, немцев он не восхвалял).
— Вопрос о правильности перевода звучит довольно странно. Любой желающий может самостоятельно посмотреть оригинал интервью этого легионера и убедиться в том, что мы переводим точно. В таких вещах мы всегда проявляем точность.
По поводу родства — мы оперируем информацией из независимых источников. Она показывает, что с вероятностью в 90% (возможно даже 95%) советник президента Левитса и его тезка из Австралии являются родственниками. Последний сам об этом говорит, это не наша выдумка. Фотографии тоже находятся в открытом доступе.
Но меня в заявлении канцелярии президента Латвии удивило другое — они обошли вниманием фигуру Яниса Цирулиса.
Не будет же Кажоциньш отрицать родство с ним? Не будет ли Кажоциньш отрицать, что они контактировали? Не хочет ли высказаться о злодеяниях своего родственника?
Мы, конечно, понимаем, что сын за отца не отвечает. И внук за мужа своей бабушки тоже не отвечает.
Но какую-то моральную оценку все равно можно дать. Ведь речь идет о геноциде мирного населения.
Хорошо, оставим Цирулиса в покое. У Кажоциньша есть отец — Индулис Кажоциньш (уж их-то родство отрицать не будет никто). Этот человек тоже сотрудничал с нацистами, тоже входил в легион СС и занимался совершенно омерзительной работой. Он вербовал во вспомогательные части Люфтваффе латышских школьников, подростков. Сотни из них (без малого тысяча детей!) погибли.
Даже латышские историки признают, что вербовка несовершеннолетних была преступлением. Но ни Кажоциньш, ни канцелярия президента об этом говорить не хотят.
Возникает вопрос: если Кажоциньш-отец построил карьеру на том, что отдавал нацистам латышских школьников, то есть ли гарантии, что такую же политику при необходимости не будет проводить Кажоциньш-сын?
Мы же знаем, что латвийское гражданство у него не единственное. И звание бригадного генерала он получил не в Латвии.
Наше исследование — оно не только о фамильных портретах и событиях давно ушедших времен. Оно о событиях дня сегодняшнего.
— Как вариант, Янис Кажоциньш может сказать, что его отец сам был жертвой нацистского режима.
— Мы можем представить, что легионер СС был жертвой нацистского режима. Было и такое — некоторых людей призывали насильно. Но Индулис Кажоциньш к ним не относится. Он не воевал на фронте, а обеспечивал мобилизацию несовершеннолетних латышей. Не русских, не белорусов, а своих собственных соотечественников. Это делалось последовательно и сознательно.
— Можете вспомнить другие примеры того, как бывшие легионеры или их родственники занимали высокие должности в Прибалтийских республиках после распада СССР?
— Достаточно вспомнить Валдаса Адамкуса, который в Литве был, на минуточку, целым президентом. Во время войны он успел послужить порученцем у нацистского преступника Антанаса Импулявичюса, хотя сам преступлений не совершал. На его фоне случай Яниса Кажоциньша кажется незначительным. Но если целенаправленно заниматься этим вопросом, то примеров, я уверен, будет достаточно.
Отсюда и растут корни героизации нацистских преступников, которая происходит в Прибалтике на протяжении последних тридцати лет.
— Вы предвосхитили мой вопрос про Адамкуса. Сейчас это актуально, поскольку бывшего президента Литвы хотели допросить по делу о геноциде белорусского народа.
— Насколько мне известно, правоохранительные органы Беларуси направляли запрос о допросе Адамкуса в качестве свидетеля.
С юридической точки зрения это, вне всяких сомнений, обосновано, поскольку Адамкус действительно был порученцем у Импулявичюса. Он может обладать полезной информацией для расследования геноцида на территории Беларуси.
По моей информации, едва ли сам Адамкус был вовлечен в преступления. Но как свидетеля его надо допросить.
То, что Литва отказалась содействовать Беларуси в этом вопросе, не красит ее правоохранительную систему.