Вслед за Литвой торжественное мероприятие в память о борьбе с «советской оккупацией» сорвали в Латвии. Толпа освистала президента страны, вышедшего вещать о героической борьбе народа Латвии за свободу, чем уничтожила весь пафос открытия в Риге памятника диссиденту-антисоветчику. Образовалась тенденция: 31 год назад народы Литвы и Латвии с разницей ровно в неделю выходили на баррикады — теперь они с разницей ровно в неделю кричат убираться своим правителям.
На прошлой неделе в Риге открывали памятник советскому диссиденту Гунарсу Астре. Мероприятие приурочили ко Дню памяти защитников баррикад, который в Латвии отмечают каждое 20 января, в годовщину штурма рижским ОМОНом здания МВД Латвии в 1991 году, когда в Риге погибли пять человек. Из событий на бульваре Райниса в Латвии не сотворили такого галлюциногенного культа, как в Литве из событий 13 января 1991 года у Вильнюсской телебашни, но все же 20 января — знаковая дата для латвийской политики памяти.
Однако в этом году День защитников баррикад оказался изрядно подмочен, а открытие памятника диссиденту Астре и вовсе фактически сорвано.
Центральная часть церемонии — торжественная речь главы государства о «советской оккупации» и борьбе народа Латвии за свободу — была прервана самым унизительным образом: упомянутый народ Латвии встретил президента Латвии Эгилса Левитса свистом и улюлюканьем и потребовал от него убираться с трибуны.
Опозоренный президент Левитс под гомон толпы с трудом, но закончил свое пафосное выступление об «оккупации и свободе» и отошел от микрофона, провожаемый оскорбительными выкриками и громким свистом. Понятно, что все публикации о мероприятии в Латвии и за рубежом были посвящены произошедшему инциденту, а не тому, как латвийская власть чтит и увековечивает память борца за освобождение латышей от власти Советов.
Пропагандистское мероприятие было сорвано.
«Мне в какой-то мере стыдно и унизительно здесь стоять и слышать, как часть народа, которая заблуждается, которая — сразу видно — является прислужниками оккупантов, хочет сорвать это мероприятие, за которое Гунарс Астра погиб. И я призываю всех уважаемых присутствующих, которые свистят: идите прочь отсюда. Уважаемые, вы свою работу уже сделали. Дайте уважаемым людям сделать то, ради чего мы тут собрались», — заявил с трибуны недовольным министр юстиции Латвии Янис Борданс.
Упоминания «прислужников оккупантов» только и не хватало, чтобы позор латвийской власти высветился предельно четко. В Прибалтике ведь давно усвоили: когда политикам нечего сказать в свое оправдание, они говорят про «руку Кремля» и «оккупантов».
Только глава Минюста на нервах запутался в показаниях. Он прокричал в толпу, что акцию в память латышского диссидента срывают противники вакцинации от коронавируса, и тут же принялся кричать про «руку Кремля». Так кто все-таки требует от правителей Латвии убираться из власти: люди, недовольные методами и результатами борьбы с пандемией COVID-19, или «пособники оккупантов»?
Ровно за неделю до латвийского конфуза «агенты Кремля» и «пособники оккупантов», иными словами, литовцы сорвали правительству Литвы торжественный митинг на годовщину кровопролития, состоявшегося 13 января 1991 года у Вильнюсской телебашни.
В Вильнюсе произошло ровно то же, что в Риге. Пафосные речи министров от партии консерваторов и их союзников по правящей коалиции прерывались немилосердным свистом толпы и криками с требованием убираться с трибуны и из власти вообще. Точно так же, как в Риге, сторонники власти пытались оправдать произошедшее тем, что недовольство якобы высказывали не обычные люди, а «пятая колонна России, полезные идиоты и рак общества».
Точно так же, как в Риге, ключевое для продвижения государственной идеологии «советской оккупации» и «преступлений оккупационных режимов» мероприятие было де-факто сорвано.
Что общего у властей Латвии и Литвы, с такими неприятными для себя последствиями столкнувшимися нос к носу с простым народом? Общее — рейтинг.
Партию премьер-министра Литвы — консерваторов — поддерживает 10% населения Литовской Республики, и за партию латвийского премьер-министра «Новое единство» готовы голосовать меньше 8% избирателей Латвии. Деятельность правительства Литвы отрицательно оценивают 60% литовцев, и примерно столько же латвийцев недовольны работой правительства Латвии.
В Литве популярен президент страны Гитанас Науседа, который был избран всенародно и воспринимается как альтернатива непопулярному правительству консерваторов. Зато в Латвии президента Эгилса Левитса избрала та же парламентская коалиция, что сформировала правительство, в результате антирейтинг «клоуна, которого мы не выбирали» составляет рекордные 60%.
Январские освистывания первых лиц Прибалтийских республик можно считать звуковым выражением этих цифр.
Происходит то, о чем аналитический портал RuBaltic.Ru предупреждал год назад: политические режимы Прибалтики идут к кризису легитимности.
В переходную турбулентную эпоху их правящий класс проявляет себя полными ничтожествами, которые способны лишь говорить, причем только на две темы: «советская оккупация» и «русская угроза». Эффективно бороться с пандемией коронавируса, чтобы люди могли свободно выходить на улицу, или добиваться выгодных цен на газ и сдерживать рост коммунальных тарифов прибалтийские власти уже не хотят. И не могут.
Как результат имеем тенденцию.
В январе 1991 года народы Литвы и Латвии с разницей ровно в неделю выходили на баррикады бороться за независимость — в январе 2022 года они с разницей ровно в неделю кричат убираться своим правителям.
И никакой пустопорожней брехней про «агентов Кремля», «пятую колонну» и «пособников оккупантов» эту тенденцию не заболтать.