Международная организация гражданской авиации (ICAO) провела расследование экстренной посадки самолета Ryanair в аэропорту Минска 23 мая 2021 года. Речь идет о том самом борте, который якобы «угнал» Лукашенко с целью задержать оппозиционера Романа Протасевича. Выводы ICAO камня на камне не оставляют от этой версии: Беларусь не использовала боевую авиацию для принудительного возвращения гражданского самолета в минский аэропорт. Истребитель ни разу не выходил на связь с экипажем «Боинга» и находился в нескольких десятках километров от него.
Информация об отчете по инциденту с рейсом Ryanair FR4978 появилась 17 января. ICAO сообщила, что выводы следственной группы получили все 193 страны-члена организации.
«Представители Совета официально рассмотрят любые дальнейшие действия, которые необходимо предпринять ICAO в связи с выводами доклада на совещании, запланированном в настоящее время на 31 января. В этот день Совет также рассмотрит запрос Беларуси относительно того, что государство считает незаконными ограничения или санкции, которые были наложены на него после этого события другими государствами и ЕС», — говорится в сообщении.
Впрочем, самое интересное осталось за кадром. ICAO не захотела опубликовать хотя бы краткую выжимку доклада, его основные тезисы. А ведь речь идет об одном из самых громких авиационных инцидентов 2021 года. Неужели общественность не должна знать правду?
Одним из первых на появление доклада отреагировал министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис.
Он заявил, что еще не успел прочитать документ, но при этом уже был готов использовать его для подачи новых судебных исков против Беларуси за «незаконную посадку самолета».
Самая что ни на есть «совковая» реакция. Пастернака не читал, но осуждаю.
Завесу тайны над расследованием ICAO приоткрыл портал The Aviation Herald. Его редакция раздобыла итоговый доклад и опубликовала его основные тезисы.
Приведем некоторые из них: «МиГ-29 был отправлен, однако все еще находился в 55 км от самолета Ryanair, когда приземлился Boeing. МИГ прервал миссию и вернулся на базу».
Согласно доказательствам, представленным Беларусью, между МИГ-29 и RYR 1TZ (борт Ryanair — прим. RuBaltic.Ru) не было сопровождения или перехвата, и на радиоканалах, используемых RYR 1TZ, не было зафиксировано сообщений МИГ-29. Согласно информации, предоставленной летным экипажем и бортпроводниками, не было никакой связи, взаимодействия, визуального наблюдения или других сведений об участии военных самолетов в полете».
Таким образом, ICAO в пух и прах разбивает версию об угоне самолета Ryanair.
Потому что угон или акт государственного пиратства, как тогда говорили, предполагает некое насильственное действие, подавление воли человека, который становится жертвой преступника.
Прилетел истребитель и приказал поворачивать на Минск — это действительно похоже на угон.
Но белорусский истребитель с экипажем «Боинга» на связь не выходил и находился от него на расстоянии нескольких десятков километров.
МИГ-29 — основной элемент версии об угоне пассажирского лайнера в небе над Беларусью. Без него эта концепция просто рушится: в конечном итоге экипаж самолета самостоятельно и добровольно принял решение возвращаться в Минск.
Противникам Лукашенко остается только доказывать, что белорусские власти распространили заведомо ложное сообщение о минировании лайнера Ryanair. В докладе ICAO действительно указаны несоответствия в показаниях властей Беларуси относительно времени получения информации о бомбе на борту. «Новая газета» со ссылкой на этот же документ пишет и о других нарушениях стандартных процедур, которые допустили власти Беларуси.
К примеру, сотрудники аэропорта во время обыска попросили остаться на борту самолета одного члена экипажа, хотя по правилам это запрещено.
«Я был вскользь ознакомлен с отчетом. Моя первая оценка такова, что в отчете присутствуют явные и грубые нарушения. (…) Если эта оценка справедлива, разумеется, если указаны незаконные действия, то из незаконных действий должны возникать и последствия», — настаивает Габриэлюс Ландсбергис.
Но возможные нарушения и незаконные действия, допущенные властями Беларуси в ходе экстренной посадки самолета Ryanair, — это тема отдельного разговора. Санкции вводились именно за «угон» самолета, которого не было.
Выходит, ЕС просто так запретил своим авиакомпаниям совершать рейсы над Беларусью. Белорусским авиакомпаниям просто так запретили использовать воздушное пространство Евросоюза и Украины.
Эта история достойна пера Джорджа Оруэлла. В мае-июне прошлого года лишь представители России призывали мировое сообщество не делать поспешных выводов об инциденте с рейсом Ryanair FR4978. Их позиция была продиктована не симпатиями к режиму Лукашенко, а здравым смыслом: нельзя наказывать подозреваемого до того, как закончилось расследование. Это правовой абсурд.
Но с Беларусью так и произошло. Ее обвинили, ее наказали и только потом провели расследование.
Самое время напомнить европейским политикам их опрометчивые заявления восьмимесячной давности. Вот, например, слова депутата Европарламента и бывшего премьер-министра Литвы Андрюса Кубилюса: «Вывод ясен — если мы не останавливаем диктатора, он становится террористом, другие его действия становятся непрогнозируемыми. Вчера он угнал самолет, может, завтра взорвет БелАЭС? Лукашенко должны судить за терроризм, за угон самолета — не только использовать санкции, но и реальные действия международного трибунала».
Не желает ли господин Кубилюс извиниться за клевету и распространение фейков? Вопрос риторический.
Ни извинений, ни отмены санкций, ни компенсаций Беларусь не дождется. Даже в этих условиях Запад придумает, как натянуть сову на глобус и обосновать «законность» своих действий.