Эстонские военные не намерены покидать Мали, поскольку эта страна нуждается в защите перед лицом «нарастающей агрессии России». Об этом заявил министр обороны прибалтийской республики Калле Лаанет. Его не смущает тот факт, что за помощью к российским военным специалистам обращается законное правительство страны, которому даже на Западе не отказывают в легитимности. При этом информация о работе ЧВК «Вагнер» в Мали официально не подтверждена. Россия вышла на качественно новый уровень внешней политики: чтобы проявлять «агрессию», ей даже не нужно ничего делать. Достаточно получить просьбу о помощи.
«Прошло время, и ситуация с безопасностью не только в Африке, в том числе в Мали, но и в нашем регионе, и в соседних с нами регионах кардинально изменилась. Как мы видим, агрессия со стороны России продолжает нарастать. В результате сегодня мы договорились с нашими союзниками и партнерами по малийской миссии, что все решения мы будем принимать совместно», — заявил Калле Лаанет.
Остается только догадываться, о какой «российской агрессии» в Африке идет речь.
Мали — это бывшая французская колония, одна из самых крупных и самых бедных стран континента. На ее территории десять лет идет вялотекущее гражданское противостояние между «разношерстными» мятежниками и «законной» властью.
Мерилом законности в данном случае является Франция, которая взяла Мали под свою персональную опеку. Об окончании «маленькой победоносной войны» тогдашний президент Франции Франсуа Олланд заявил в Бамако еще 3 февраля 2013 года, но угроза терроризма никуда не делась.
Для Парижа операция в африканской республике стала примерно тем же, чем для американцев стал Афганистан: многолетнее военное присутствие в чужой стране на другом континенте, большие финансовые затраты, безуспешные попытки подавить сопротивление повстанцев и привить малийцам западноевропейскую политическую культуру. Ни одну из поставленных задач Франция выполнить не смогла.
В результате с 2020 года в Мали произошло уже два государственных переворота.
Сначала мятежники отправили на пенсию президента Ибрагима Бубакара Кейту и премьер-министра Бубу Сиссе, а затем низложили переходного президента Ба Ндау. Главой государства «до завершения переходных» процессов по решению Конституционного суда стал полковник Ассими Гоита.
Эммануэль Макрон в растерянности объявил о постепенном сворачивании усилий по борьбе с терроризмом в Мали. Причем ответственность за это (по аналогии с выводом американских войск из Афганистана) он возложил на самих малийцев: дескать, иностранные войска не могут самостоятельно навести порядок в стране, где бездействует местная власть.
К середине декабря прошедшего года французы покинули свои военные базы в городах Кидаль, Тесалит, Тимбукту.
В ответ на это Шогель Кокаллу Майга, глава временного правительства Мали, заявил о намерении искать новых партнеров для обеспечения безопасности государства, которое Париж бросает на произвол судьбы.
Тогда же поползли слухи, что «новыми партнерами» станут бойцы частной военной кампании (ЧВК) «Вагнер». Причем это тот самый случай, когда «нет дыма без огня».
Министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил: представители Мали действительно обращались за помощью к российской частной военной структуре.
Но официальная Москва здесь не при чем. «Эта деятельность осуществляется на законной основе и касается отношений между принимающей стороной — это легитимное правительство, которое всеми признается как легитимная и переходная структура — и теми, кто предлагает услуги по линии иностранных специалистов», — утверждает Лавров.
Очевидно, возможное прибытие «вагнеровцев» в Мали для господина Лаанета и является признаком «российской агрессии».
Подобные заявления не просто демонстрируют политическую безграмотность эстонского топ-чиновника — в них отсутствует элементарная логика.
Лавров совершенно справедливо подчеркивает, что в глаза международного сообщества временный президент Ассими Гоита и Шогель Кокаллу Майга остаются законными правителями Мали. Именно с ними взаимодействует тот же Париж (в частности, им передают военные базы, которые оставляют французы).
В ответ на критику со стороны главы малийского правительства Макрон, конечно, усомнился в его легитимности. Но сомневаться и не признавать — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Выходит, переговоры о привлечении российских «частников» для стабилизации положения внутри Мали ведут законно признанные власти этой страны. Те самые власти, которых по факту признает и министр обороны Эстонии Калле Лаанет.
В противном случае почему эстонские солдаты еще не покинули (и, как выяснилось, даже не собираются покидать) африканскую республику?
Всего несколько месяцев назад, в апреле прошлого года, Лаанет встречался с Ассими Гоитой — тогдашним вице-президентом Мали. Вспомним его бравурные речи: «Борьба с терроризмом, подавление экстремизма и защита прав человека важны для безопасности как Мали, так и Европы. (…) Защита южной границы Европы начинается далеко за пределами Средиземного моря, цель миссии EUTM в Мали — дать местным вооруженным силам достаточные навыки для борьбы с терроризмом и экстремизмом. Это защищает и нашу южную границу».
То есть присутствие в Мали эстонских солдат является абсолютным благом, дружеской помощью, частью европейских усилий по борьбе «за мир во всем мире». Но если власти этой же страны хотят предложить контракт военным специалистам из РФ, то это уже «российская агрессия».
Чтобы не запутаться, достаточно усвоить простое правило: любое действие России априори является «агрессивным».
Хотя в случае с Мали парадокс заключается в том, что информация о работе «вагнеровцев» на территории африканской республики официально не подтверждена. Правительство опровергает эти слухи, Лавров указывал лишь на факт переговоров. А это значит, что Россия вышла на качественно новый уровень внешней политики: для проявления «агрессии» ей и делать-то ничего не нужно. К ней обратились за помощью — она уже «агрессор».
А самое забавное, что осенью прошлого года Лаанет обещал немедленно вывести из Мали эстонских солдат, если там появятся россияне. «Если частная армия "Вагнера" начнет действовать в Мали, то эстонский контингент оттуда уйдет. (…) Могут ли французы сотрудничать плечом к плечу с российской охранной компанией — это решать им самим, но мы этого точно делать не будем, поскольку самая большая угроза для нас по-прежнему исходит от России».
Четыре месяца назад Эстония собиралась уйти из Мали, поскольку туда заходит Россия. Теперь она намерена оставаться в Мали, поскольку… туда заходит Россия.
Как у Михаила Жванецкого: «Нас никому не сбить с пути — нам все равно, куда идти».