Громкие заявления классика советской эстрады Раймонда Паулса о Латвии — «глухой провинции Запада», обрекшей себя на периферийность разрушением отношений с Россией, разошлись далеко за пределами прибалтийской республики. Паулс регулярно позволяет себе критику латвийских реалий, но сейчас ему это может с рук не сойти: ввиду грядущих парламентских выборов феноменально непопулярной латвийской власти будет выгодно санкционировать информационную войну против знаменитого композитора, обвинив его в подрыве позиций Латвии на международной арене.
«Не только правительству, но и большей части депутатов нашего Сейма хочу пожелать: не участвуйте в следующих парламентских выборах, уйдите с достоинством. Многие депутаты провалили свою работу так, что дальше некуда. Посмотрите, кто у нас руководит разными комиссиями Сейма: один — судимый, другой — обвиняемый», — сказал Раймонд Паулс в интервью латвийскому изданию Neatkarīgā Rīta Avīze, которое приурочило к дню рождения классика разговор с ним об актуальных латвийских делах.
Совет композитора неглуп. Меньше чем за год до очередных выборов в Сейм, которые должны пройти в ноябре, рейтинг партии премьер-министра Латвии Кришьяниса Кариньша составляет чуть более 7%. Другие партии правящей коалиции либо балансируют на грани прохождения пятипроцентного барьера, либо гарантированно его не проходят.
Такие результаты на парламентских выборах станут для латвийских правящих несмываемым позором. Позориться и тем более терять власть им не хочется.
Традиционный для них выход из создавшейся ситуации — запустить кампанию патриотической мобилизации и начать ловить в Латвии «русскую пятую колонну» и «агентов Кремля», одним из которых может стать как раз Раймонд Паулс.
Маэстро ведь критикует не одну латвийскую власть, а вообще современную Латвию, причем с неприемлемых для ее казенных «патриотов» пророссийских позиций. «Жаль, что мы потеряли большой рынок, который был к востоку от нас. Ментально он был нам ближе западного, где нас никто не ждет. Знаете, у меня такое ощущение, что мы стали провинцией не только для Запада, что, само собой, понятно, но и для Востока», — сказал Паулс в том же интервью Neatkarīgā Rīta Avīze.
Тезис о том, что сегодняшние страны Прибалтики — это двойная периферия России и Запада, общепринят в российском научном сообществе. Однако Ригу мало беспокоит, когда этот тезис озвучивает российский ученый. Раймонд Паулс — иное дело.
Во-первых, он латыш. Во-вторых, латыш, известный и любимый далеко за пределами Латвии. В-третьих, его критика Латвии в силу этого обретает международный резонанс и опять же расходится далеко за ее пределами. Нынешние высказывания о «провинции», например, процитировали все основные российские СМИ.
С латвийских властей станется обвинить Паулса в системной дискредитации Латвии, проводимой по заказу Москвы, и запустить против него полноценную информационную кампанию.
Тем более что композитор выступает с критикой государственных советов по электронным СМИ, которые только запрещают российские телеканалы, но ничего не делают для того, чтобы латышское ТВ можно было смотреть. Разве может латыш осуждать борьбу с «кремлевской пропагандой» в Латвии и не быть при этом агентом Кремля?
Справедливо будет замечание, что маэстро Раймонд Паулс и раньше не сдерживался в выражениях по поводу латвийских реалий, все так же называл Латвию глухой провинцией и упрекал политиков в разрушении отношений с Россией, однако ему все сходило с рук. Но верно и то, что латвийская власть сейчас находится в отчаянном положении. И каждый новый месяц энергетического кризиса и выставления счетов за отопление ее положение ухудшает.
В таком состоянии от латвийских политиков можно ожидать любой подлости — в том числе и травли человека, всеми признаваемого национальным достоянием Латвии.
Роста своей популярности они таким способом едва ли добьются, зато страну национального достояния лишат. Если, возможно, самый известный в истории латыш Раймонд Паулс покинет Латвию и переедет туда, где его знают и любят, это будет лучшим подтверждением того, что он много лет говорил о бедной, глухой, озлобленной от зависти к России провинции.