Подходит к концу 2021 год — год энергетического, миграционного и прочих кризисов. В последний день уходящего года аналитический портал RuBaltic.Ru по своей редакционной традиции вспоминает его главных героев. Исключительно субъективно, откровенно смешно, с безнадежным оптимизмом и верой в то, что новый год все-таки будет лучше старого.
Провал года: ставка Запада на Навального
Год начался с последней и самой решительной угрозы Запада изменить Россию с помощью либеральной оппозиции. Накануне инаугурации нового президента США в Москву из Германии вернулся оппозиционер Алексей Навальный, историю с «отравлением» которого предыдущие полгода раскручивали ведущие мировые СМИ.
На родине Навального ждал арест за нарушение правил условного срока, к которому он был приговорен ранее. Расчет был на то, что арест Навального вызовет массовые протесты по всей России, которые дестабилизируют ситуацию в стране и вынудят президента Путина к переговорам с уличной оппозицией, посредником на которых станет Евросоюз.
В итоге казус Навального стал водоразделом в отношениях России и Запада и подвел черту под попытками США и ЕС выступать в диалоге с Москвой с позиций «учителя», уча Москву демократии и правам человека.
Заключение в тюрьму Навального к революционному взрыву не привело. Миллионы людей на улицы не вышли. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, прилетевший в Москву исполнять роль посредника, улетел опозоренным, а вводить против России реальные санкции за Навального США и ЕС не решились.
Мучение года: Байден сговаривается с Путиным
Новый президент США Джозеф Байден обманул ожидания восточноевропейских сателлитов Америки, что уж он-то, в отличие от «агента Кремля» Трампа, разберется с «агрессивной Россией». Байдену, как и Трампу, оказался куда важнее Китай. Европа при нем ушла еще дальше на периферию внешнеполитических интересов Белого дома, а с Владимиром Путиным Байден, как и его предшественник, стал договариваться.
Самым серьезным шагом навстречу Кремлю стал отказ Байдена от противодействия газопроводу «Северный поток — 2», за что в Польше и на Украине американского президента чуть ли не в открытую называли предателем.
Российско-американские отношения при 46-м президенте США, конечно, не стали ровными. Байден соглашался с тем, что Владимир Путин — «убийца», из Вашингтона при нем высылали российских дипломатов, а американские СМИ дважды за год раздували истерию о «российском вторжении на Украину». Однако всем со временем стало понятно, что эти действия — игра на повышение ставок, целой которой — не разгромить Россию, а заключить с ней выгодную США сделку.
Для Украины, стран Прибалтики и прочих восточноевропейских вассалов осознание того, что объект готовящейся сделки с Россией — они, стал мучением года.
Дон Кихот года: Литва против Китая
Внешнеполитические эскапады Литвы в уходящем году вышли на новый уровень неадекватности. Официальные представители Вильнюса колесили по всему постсоветскому пространству, чтобы «сдержать» там влияние России, санкции против Беларуси дошли до стадии отказа от белорусского транзита, что означает смерть «Литовской железной дороги» и третьего города страны — Клайпеды.
Однако вершиной литовского сумасшествия стал «крестовый поход» Вильнюса против Китая. Литва вышла из формата сотрудничества Поднебесной со странами Восточной Европы «17+1» и призвала к этому остальных. В Вильнюсе открыли официальное представительство Тайваня, что для Пекина является поддержкой сепаратистов. Литовские представители протолкнули в Европарламенте резолюцию о том, что КНР занимается «геноцидом уйгуров».
В ответ на все это Пекин устроил Литве показательную порку, чтобы весь Евросоюз видел, что бывает с теми, кто вздумает гавкать на Поднебесную.
Литовские производители столкнулись с трудностями со сбытом своей продукции в Китай. Литва на некоторое время даже пропала из китайского таможенного реестра — ввести на китайский рынок товары из этой страны стало в принципе невозможно. Когда это китайское предупреждение не подействовало и Литва призвала бойкотировать Олимпиаду в Пекине, китайцы пригрозили закрыть доступ на главный рынок мира иностранным компаниям, которые будут сотрудничать с этой страной.
Исход этой схватки безумного литовского рыцаря Дон-Кихота с китайским драконом должен наступить в новом году.
Сюжет года: мигранты в Восточной Европе
Президент Беларуси Александр Лукашенко в уходящем году предпринял решительную попытку вернуться к политическому диалогу с Европой, которая не признает его легитимным главой государства после скандальных президентских выборов 2020 года. Ради этого Лукашенко вышел из Соглашения о реадмиссии, по которому Беларусь должна была отлавливать нелегальных мигрантов, пытавшихся попасть в Евросоюз через ее территорию.
После этого в Минск устремились тысячи арабов и африканцев, которым был обеспечен беспрепятственный доступ к границам Беларуси с Польшей и странами Балтии, через которые мигранты стремились добраться до вожделенных немецких социальных пособий.
Вторая половина 2021 года — время миграционного кризиса в Восточной Европе. Летом центром этого кризиса оказалось Литва, где наплыв арабов едва не разрушил социально-политическую стабильность. Литовцы выходили на антимигрантские митинги и блокировали дороги, чтобы не пропустить к своим населенным пунктом автобусы с беженцами. Сами незваные гости устраивали бунты в лагерях временного размещения, требуя, чтобы их отправили в Германию.
Осенью случилось обострение с Польшей. Несколько тысяч мигрантов собрались на белорусско-польской границе и пытались прорваться в Евросоюз. Варшава объявила чрезвычайное положение и отправила на границу войска, объявив происходящее «гибридной войной режима Лукашенко».
В какой-то момент возникла реальная угроза вооруженного столкновения на границе НАТО и ОДКБ с непредсказуемым дальнейшим развитием событий.
В ситуацию были вынуждены вмешаться Германия и Россия. Польша мигрантов так и не пропустила, до Германии они не добрались, уже бывшая канцлер Германии Ангела Меркель позвонила в Минск Лукашенко, но вместо признания его легитимным президентом последовал новый пакет санкций против Беларуси.
«Песец» года: энергетический кризис
Восстановление мировой экономики после кризиса 2020 года, вызванного пандемией коронавируса, резко повысило спрос на энергоносители. Аномально холодная зима 2021 года привела к истощению газохранилищ по всему миру.
Соединение этих двух факторов привело к тому, что цены на газ и другие источники энергии к началу отопительного сезона 2021 взлетели в десятки раз.
В эпицентре кризиса оказалась Европа. Осенью по всему ЕС стали закрываться заводы. Немцев начали учить выживать зимой без отопления и электричества: делать мини-печки из свечек и заклеивать окна фольгой. Тарифы на услуги ЖКХ в Прибалтике повысили в несколько раз.
Энергодефицит разрушил все основы энергетической политики ЕС последних десятилетий. Модная «зеленая» энергетика оказалась дорогой и пустой забавой. Сланцевый газ СПГ-терминалов, который и в обычное время стоил дороже трубопроводного, в кризис из-за дороговизны вовсе перестал быть конкурентоспособным на рынке. Атомную энергетику вдруг стали признавать полезной, необходимой и даже самой экологически чистой, если уделять должное внимание безопасности атомных станций.
Наконец, Россия была признана «европейскими партнерами» энергетической сверхдержавой и единственной надеждой Европы на то, чтобы не околеть от холода без газа и света.
Все попытки последних десятилетий обрести «энергетическую независимость» от России на поверку оказались чудовищной глупостью. Наоборот, залогом энергетической безопасности Европы (особенно зимой) стало ее максимально тесное взаимодействие в энергетике с Россией.