Влияние миграционного кризиса на границе Беларуси с Польшей и странами Балтии на международные отношения остается в фокусе внимания уже несколько месяцев. Значительно реже рассматривается тема влияния наплыва мигрантов на социальную и внутриполитическую ситуацию в самой Беларуси, куда прибывают «гости с Востока». Это большая ошибка, потому что по мере прибытия новых групп беженцев при сохраняющейся невозможности их проникновения на территорию Евросоюза растет угроза дестабилизации Беларуси. При самом негативном варианте развития событий выходцы с Ближнего Востока могут устроить в Минске «миграционный Майдан».
В Беларуси сегодня и без мигрантов хватает внутренних проблем. От разгоняющейся инфляции до нарастающей напряженности перед конституционным референдумом.
Информационный шум вокруг мигрантов отвлек массовую аудиторию. Помимо прочего, это временный способ как бы «заморозить» внутренние неурядицы.
Однако власть получает от ситуации с беженцами немало побочных эффектов.
Первое. Протесты 2020 года в Беларуси были подавлены силовыми методами. Все оппоненты режима из республики не уехали. Есть жители страны, которые нелояльны к власти. Они считают, что год назад силовики «переборщили».
Сейчас эти люди видят, что осуждается такой же перебор с насилием по отношению к мигрантам со стороны поляков, а никаких минимальных наказаний для мигрантов нет. Да, беженцы — это пострадавшая сторона, но закон суров. Если кто-то из курдов разбирал брусчатку на пункте пропуска «Брузги», то это как минимум «административка». А это точно было и запечатлено многими СМИ.
Кроме того, сам по себе факт массового палаточного лагеря в приграничной полосе плюс вырубка деревьев тоже не стыкуются с законами республики. Такая деятельность выходит за рамки статуса «гостей Беларуси».
Все эти факты не проходят мимо белорусского общества.
Вопросы возникают и у тех, кто еще вчера относил себя к лагерю сторонников власти.
Подобное испытание публики на прочность в условиях, когда порядок держится во многом на силовиках, это отложенные проблемы в ближайшем будущем.
Второй момент. На границе все хорошо отыграно и медийно (военные даже развернули для гражданских СМИ полноценный пресс-центр), и логистически. Идет подвоз еды, солдаты установили большую полевую баню, губернатор Гродненской области, он же экс-министр здравоохранения Владимир Караник чуть ли не лично проверяет срок годности продуктов, которые раздают мигрантам. Во временное «общежитие» к беженцам постоянно приезжают депутаты и другие важные люди, в том числе из международных структур.
Но «фланги» остались неприкрытыми. Вся энергия ушла на «основной удар».
Медийная госмашина так и не дала вменяемого объяснения тому, откуда вообще взялся этот наплыв восточных людей в Минск.
Мигранты не первый месяц «тусуются» у некоторых гостиниц. Кто-то на съемных квартирах. Иногда сваливают горами рюкзаки и палатки в подземных переходах или недалеко от популярного торгового центра Минска.
Центр белорусской столицы мигранты тоже облюбовали. Администрация была вынуждена повесить объявления о том, что вход с туристическими рюкзаками запрещен.
В результате минчане видят скопления непонятных людей, разговаривающих на непонятном языке.
Их цели и мотивация тоже до концы не понятны. И, судя по цифрам, звучащим по официальным каналам, большинство мигрантов все-таки находятся не на границе, а в Минске. Вывоз тех, кто устал и передумал, вроде бы организован. Но тоже с проблемами. Некоторые рейсы отменили, и толпы мигрантов обосновались уже и в Национальном аэропорту Минска.
Это тоже не может не вызывать вопросов у граждан.
А раз ответа нет в телевизоре или же он нечеткий, лояльные режиму белорусы тайком ищут информацию в анонимных телеграм-каналах.
Если почитать чаты сторонников власти, «президентская гвардия» резко говорит сомневающимся: «Вы что, за протесты!?», «Нам с вами не понять замысел властей. Властям виднее!». Это не ответы, а обычные манипуляции. Такими фразами никого не убедишь.
Людям непонятно, что будут делать с мигрантами, которые явно надолго застряли в Беларуси, но интегрироваться в местное общество, как правило, не хотят. Давайте честно признаем, что все добровольно обратно не поедут. А некоторые уже сейчас говорят: «Поеду обратно, чтобы заработать денег на новую попытку».
Третий момент.
Неразрешенность ситуации и гипотетическая надежда на гуманитарный коридор в Германию начали привлекать в Беларусь и других ходоков.
За курдами уже потянулись мигранты из Африки. Что с этим делать, пока не ясно.
Четвертое. И сторонники власти, и критики, и условно аполитичные обыватели задаются таким вопросом: в Беларуси есть на селе незанятые домики, как построенные по президентской программе, так и не нужные прежним хозяевам (урбанизация берет свое). Какая-никакая работа в сельском хозяйстве имеется. Пусть деньги там и небольшие, но есть стабильность, еда и топливо для печи. Если какая-то беда со здоровьем, подлечат в районной больнице. Почему мигрантов не устраивает такой вариант?
Это же лучше войны при любом раскладе?
Проблема в том, что мигранты — люди либо с запросами, либо не с таким образованием, которое предполагает простой сельский труд. Они стремятся в Германию, чтобы получать совсем другие зарплаты в совсем других сферах.
Пока самый вероятный выход из ситуации для Беларуси — взять гостей с Востока «вежливым измором».
Поить/кормить/лечить их в импровизированном лагере на фоне «закрытых дверей» ЕС, чтобы большинство сдалось и вернулось домой. Но мы же понимаем, что многие все равно захотят штурмовать границу Евросоюза вновь и вновь. Просто так не успокоятся.
Отсюда другая вероятность.
Мигранты от «безнадеги» вполне могут устроить мини-майдан и в самой Беларуси.
В торгово-логистическом центре уже был небольшой митинг. Пока против ЕС. При нынешнем развитии политических технологий и социальных сетей, а также пристальном внимании других государств и зарубежных СМИ к миграционному кризису могут возникнуть опасные провокации.
И здесь опять слышится легкий ропот среди лояльного населения: «А как это власть пригрела тут импорт восточного майдана?»
В долгосрочной и среднесрочной перспективах миграционный кризис существенных дивидендов Беларуси не даст.
А вот играть роль дестабилизирующего фактора он начал уже сейчас.