Заявление художественного руководителя Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса о том, что в его семье никогда не считали русских людей оккупантами, вызвало ярость в его родной Литве. Знаменитый литовский режиссер вынужден был унизительно оправдываться, чтобы не попасть под уголовную статью об «отрицании советской оккупации», однако прощения не получил. Для литовских «патриотов» не оправдание и то, что у Туминаса рак: они все равно пишут о российской «мягкой силе» и «агентах Кремля».
Отца Римаса Туминаса звали Антанасом, однако он верил в советский строй и потому взял себе новое имя — Владимир, в честь Ленина. Об этом сам Римас Туминас на прошлой неделе рассказал в интервью Владимиру Познеру на российском Первом канале.
«Я считаю, что Россия спасла мир от фашизма и что мы победили в Великой Отечественной войне. Победили, потому что русские не жалели себя и принесли себя в жертву на алтарь Победы. Мой отец дошел до Берлина и вернулся домой в 1945 году. Он редко говорил о войне, но считал себя победителем. Война не покидала его до конца жизни, поселилась в нем навсегда», — процитировал Познер ранее сказанные слова Туминаса и спросил, считает ли он русских людей «оккупантами»?
«Нет, не считаю», — однозначно сказал Римас Туминас.
«Оккупанты — это [слово] потом возникло, значительно позже. Мы говорим о моем отце и той жизни, той вере того времени. И не было оккупантов», — уверяет литовский режиссер.
Нетрудно себе представить реакцию Литвы.
Знаменитый соотечественник посмел посягнуть на святая святых, назвав доктрину «советской оккупации» выдуманным конструктом, которым в советские годы сами литовцы не пользовались — за такое нарушение главного национального табу современная Литва карает общественной травлей и несколькими годами тюрьмы.
Перепуганный собственными словами постановщик сразу же принялся долго и многословно оправдываться.
«Никто не отрицает жертв людей, простых людей, миллионы погибших. Я склоняю голову перед каждым, кто погиб: немцем, англичанином, французом, американцем. Люди были в настоящей мясорубке. Из-за раздела миров, осуществленного политиками во время оккупации, Литва испытала ужасные явления, а Латвия и Эстония сильно пострадали. Если бы было понято, что я думал и думаю по-другому, это больше не был бы я. Думаю, все мы признаем и понимаем, что были и оккупация, и Холокост. Так что это была провокация», — написал худрук Театра имени Вахтангова по поводу интервью на Первом канале.
Не нужно осуждать человека за то, что он сперва утверждал одно, а потом пишет другое. Римас Туминас — гражданин Литвы, и этим все сказано. Это в России он мог в свободной беседе свободно говорить все, что думает. Сказал бы Владимиру Познеру, что в Литве была советская оккупация, — ничего бы ему за это в России не было. Еще стал бы кумиром «старой гвардии» — либеральной интеллигенции, которая смотрит ночью по понедельникам программу «Познер».
То ли дело «демократическая» Литва. «Объяснительную» для нее Туминас, по всем признакам, согласовывал с адвокатом, чтобы не загреметь по этапу за отрицание «оккупации». Впрочем, отпущения грехов он так и не добился.
Государственные литовские СМИ уже начали травлю своего выдающегося деятеля культуры, а в правительстве Литвы затянули долгую песню про «мягкую силу» и «агентов Кремля».
Телеканал LRT — литовский аналог Первого канала — объявил, что пытался дозвониться до Римаса Туминаса, но тот не взял трубку на том основании, что у него, видите ли, рак, он госпитализирован и готовится к операции. Однако для литовского гостелевидения даже смертельная болезнь — не основание отвязаться от человека, когда речь идет о посягательстве на официальную идеологию.
«Р. Туминас своими выступлениями неоднократно поднимал бурю в Литве. В 2015 году во время визита в Нью-Йорк со спектаклем Вахтанговского театра "Улыбнись нам, Господи" он оправдал "сильную руку" Владимира Путина, заявив, что строгая власть в России просто необходима», — пишет сайт LRT.
Финальный (убийственный!) аргумент, почему Туминаса нельзя понять и простить: «Путин был частым гостем на спектаклях литовского режиссера в Москве».
Административные выводы из этого «разбора на парткоме», скорее всего, тоже последуют. В Министерстве культуры Литвы считают, что данных «агентом Кремля» объяснений недостаточно, чтобы сохранить за ним Малый драматический театр Вильнюса, которым он также руководит.
«Слова Р. Туминаса о его интервью и о последствиях, которые оно может иметь для Малого театра, еще впереди. Ждем его комментариев литовскому народу и средствам массовой информации страны», — заявил министр культуры Литвы Симонас Кайрис.
То есть без убедительного акта покаяния, самобичевания и побивания самого себя камнями литовскому режиссеру в Литву лучше не возвращаться. Для выдающегося литовца встреча с исторической родиной может оказаться страшнее раковой опухоли.
О чем говорит эта макабрическая история?
Всего лишь о том, что Литва — тоталитарное государство, которое способно уничтожить любого свободно мыслящего человека, не склоняющего раболепно голову перед его тоталитарной идеологией.
Можно ли в России представить себе картину, когда Первый канал названивает смертельно больному раком деятелю культуры в больницу, добиваясь от него оправданий за критику Путина? Случись такое, скандал не утихал бы несколько месяцев.
В Литве же по поводу казуса Туминаса в лучшем случае стараются отмалчиваться. В худшем — присоединяются к коллективной травле и начинают морально уничтожать режиссера.
Так что размеры Литвы, ее членство в ЕС и НАТО никого не должны обманывать по поводу царящей там «демократии». В советские годы было принято говорить, что не ту страну назвали Гондурасом. В наше время не ту страну называют Мордором.