Расширение санкций против Беларуси за «гибридную агрессию» против Польши будет обсуждаться на встрече министров иностранных дел стран Евросоюза 15 ноября. Об этом сообщила представитель МИД Германии Андреа Зассе. Всеми своими действиями (и бездействием в том числе) Европа дает Лукашенко понять, что она не готова идти на уступки. Аналитический портал RuBaltic.Ru разбирался, какие плоды принесет эта тактика и какие существуют сценарии выхода из миграционного кризиса.
Миграционный кризис на польско-белорусской границе отчетливо приобретает характер «окопной войны». Все вовлеченные в нее стороны заняли глухую оборону.
Польша не собирается открывать незваным гостям дорогу на Берлин и, по выражению министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, «наслаждается собственной крутостью».
Беларусь не признает себя стороной конфликта. Россия — тем более. Евросоюз угрожает им новыми санкциями, которые сами по себе не являются решением проблемы (это всего лишь способ надавить на Минск и Москву).
Сами мигранты заявляют о готовности умереть под польским забором, но не вернуться обратно в Ирак.
В подобной ситуации наиболее вероятным является инерционный сценарий. Именно на него рассчитывает Варшава.
Тактика поляков сейчас проста и понятна: ликвидировать локальное скопление нелегалов на своей государственной границе. Силу для этого применять нельзя, зато можно делать невыносимыми условия жизни мигрантов в палаточном лагере.
В частности, мешать им спать по ночам: ослеплять их прожекторами, оглушать сиренами, поднимать в небо вертолеты.
Расчет делается на то, что люди устанут терпеть изощренные польские пытки и уйдут вглубь Беларуси.
Очевидно, время работает на Польшу. Температура воздуха по ночам уже опускается ниже нуля, не за горами первый снег. Старики, женщины и дети в таких условиях долго не протянут. Палаточный лагерь они будут покидать либо добровольно, либо в машинах скорой помощи. Их примеру последуют морально деморализованные мужчины.
Останутся только самые отчаянные, готовые вести борьбу за жизнь по примеру героев романов Джека Лондона. Но таких будет немного.
Если это произойдет, миграционный кризис снова станет вялотекущим. Желающие проникнуть на территорию Евросоюза откажутся от идеи «штурмовать» Польшу. Они будут объединяться в небольшие группы, ходить окольными тропами, искать самые незащищенные участки границы.
Некоторые опустят руки и улетят домой. Не случайно Евросоюз призывает Ирак организовать вывозные рейсы для своих граждан.
Весьма вероятно, что потенциальные нелегалы будут искать обходные пути проникновения в Евросоюз.
Белорусско-латвийскую границу они еще толком не осваивали — мешают естественные преграды в виде болот. Это самое неудобное и опасное направление, но почему бы не переключиться на него, если нет других вариантов?
«На большей части границы (Беларуси и Латвии — прим. RuBaltic.Ru) никакого забора нет и не будет в принципе. А то, что несколько беженцев утонет в болоте при переходе границы, не слишком волнует международную мафию, специализирующуюся на перевозке нелегалов», — говорят в пограничной службе Латвии.
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий полагает, что мигранты могут направиться в сторону Украины. На первый взгляд этот маршрут кажется абсурдным.
Тем не менее в стране победившего Майдана контрабанда нелегалов процветает, просто об этом не принято говорить.
Совсем недавно украинские правоохранители отчитались о раскрытии масштабной схемы по переправке «иностранных студентов» в ЕС. Следствием установлено, что за два года злоумышленники завезли в страну около трех тысяч человек. И это только одна контора! Остальные продолжают успешно работать.
Некоторые из мигрантов захотят остаться в Беларуси: всяко лучше, чем возвращаться на Ближний Восток.
Здесь Минск рискует угодить в ловушку, которую приготовил для Варшавы.
Белорусские политики, журналисты и провластные эксперты в режиме нон-стоп критикуют Польшу за жестокое обращение с беженцами — будет возможность собственным примером показать полякам, что такое настоящее славянское гостеприимство…
Если мигранты отступят от белорусской границы, они сделаются головной болью для властей Беларуси. Есть ли гарантии, что обозленные и обманутые курды не станут участниками громких преступлений? Убийств, грабежей, разбоев?
Похоже, Польша и ЕС не рассчитывают на решение миграционной проблемы как таковой.
Их вполне устраивала ситуация, при которой «туристы» из Беларуси проникали на территорию соседнего государства маленькими группами, попадались в руки пограничников и уходили обратно. Если верить польским властям, они держали ситуацию под контролем. Именно поэтому миграционные «ручейки» стеклись в один мощный поток.
Рассеять этот поток, деморализовать потенциальных нарушителей границ, надавить на Лукашенко (и, что не менее важно, на Путина) новыми санкциями, провести «воспитательную работу» с Ираком — такой комплекс мер, по мнению Евросоюза, должен стабилизировать ситуацию. Хотя стопроцентного результата он не даст.
Полноценно решить проблему нелегальной миграции из Беларуси можно только одним способом: подписать с Минском новое соглашение о реадмиссии.
На это и рассчитывает Лукашенко. Вопрос лишь в том, на каких условиях он готов договариваться с ЕС.
Переговоры не обязательно должны быть прямыми. Нестандартную схему предложила премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните: «Европейский Союз должен потребовать от Беларуси сотрудничества с ООН и международными организациями и позволить правительствам стран происхождения мигрантов возвращать своих граждан в свои страны». Каждое слово пропитано привычным прибалтийским инфантилизмом, но в этом заявлении все же есть зерно здравого смысла: взаимодействие (даже сотрудничество!) с Минском может осуществляться через ООН.
Есть и другой вариант: обратиться за услугами посредника к Путину. Пока что он советует Евросоюзу выйти на контакт с Лукашенко, но если Москве предложат сесть за стол переговоров с Минском и Брюсселем, от этого предложения трудно будет отказаться.
Как бы то ни было, проблема миграции для Евросоюза не ограничивается ситуацией на польско-белорусской границе. Она гораздо шире.
«Чем дальше мы от ХХ века, тем больше кажется, что его главным политическим событием, которое станет иметь наиболее долгосрочный шлейф, была именно деколонизация. И ее последствия, трансформируясь вместе с колебаниями мирового устройства, окажут мощное воздействие на то, как мир будет выглядеть через 25 и тем более 50 лет. Нынешние всполохи — лишь ранняя зарница», — прогнозирует главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
Ситуация на границе Польши и Беларуси могла бы спровоцировать в Европе дискуссию о глобальных миграционных процессах. Но этого, к сожалению, не происходит. Дискуссия ведется лишь о том, какими санкциями нужно наказать Лукашенко.