На президента Литвы Гитанаса Науседу могут подать жалобу в Департамент государственной безопасности (ДГБ) из-за «фарса» с назначением посла республики в Евросоюзе. С таким заявлением выступил депутат Сейма Жигимантас Павиленис. Примечательно, что за несколько дней до этого социологи назвали Науседу самым популярным политиком Литвы, а его вероятный конкурент на следующих президентских выборах — лидер консерваторов и министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис — оказался одним из аутсайдеров рейтинга.
Поводом для недовольства Жигимантаса Павилениса стала якобы нарушенная процедура утверждения нового посла Литвы в Евросоюзе. Депутат ссылается на положения закона о дипломатической службе: «После предварительного рассмотрения кандидатуры в Комитете Сейма по иностранным делам дипломатический представитель в иностранном государстве с согласия этого иностранного государства на прием по предложению правительства назначается Указом президента республики, который также подписывается премьер-министром».
По мнению Павилениса, в случае с Раймундасом Кароблисом, которого Науседа собирается отправить в Брюссель, произошло все наоборот: сначала президент демонстративно одобрил эту кандидатуру, а затем предложил «начать необходимые процедуры назначения».
«Если, как через своих советников указывает президент, будут инициированы необходимые процедуры для назначения уже озвученного Кароблиса послом в ЕС, у меня как у председателя Комитета Сейма по иностранным делам не будет другого выбора, кроме как обратиться в ДГБ с просьбой инициировать расследование о нарушении служебной тайны. Поэтому я очень надеюсь, что в будущем все участники процесса назначения послов станут соблюдать положения дипломатического закона, и назначение высших дипломатических представителей не будет происходить публично. (…) Я также предлагаю, чтобы публично назначаемые послы не участвовали в этом публичном политизированном фарсе назначения высших дипломатических представителей, который проводится с нарушением закона», — заявил Павиленис.
Он и раньше не скрывал своего скептического отношения к Науседе, но угрозы засудить действующего главу государства — это чересчур дерзкий шаг. Отдельно взятый депутат Сейма вряд ли мог взять на себя такую ответственность, не получив одобрения от партийного руководства.
Поэтому ключевой вопрос стоит сформулировать так: чем мотивирован и чего добивается «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» (СО-ХДЛ)?
Наличие конфликта между президентом и «ландсбергистами», которые победили на прошлогодних парламентских выборах, уже никто не скрывает (скрываются разве что масштабы этой конфронтации). Любые выпады консерваторов в адрес Науседы можно воспринимать как попытку поднять ставки. Но алармизм Павилениса все равно выглядит нелогичным, даже нелепым.
Возможно, консерваторы просто хотят «пропихнуть» на должность посла в ЕС своего человека? Отнюдь нет.
Во-первых, это не настолько важное назначение, чтобы провоцировать ради него политический кризис. Во-вторых, альтернативных кандидатов никто не предлагает.
В-третьих, фигура Раймундаса Кароблиса для СО-ХДЛ вполне приемлема. Да, он работал в предыдущем правительстве Саулюса Сквернялиса (занимал должность министра обороны), но оппозиционные тогда консерваторы относились к нему уважительно.
Когда в 2019 году в Сейме шла работа над новым коалиционным соглашением, Габриэлюс Ландсбергис заподозрил, что «все это толкание локтями закончится сменой действительно хорошо работающих министров». «Боюсь, что Рокаса Масюлиса или Раймундаса Кароблиса заменят, и будет сказано, что это новое качественное правительство, хотя на самом деле это два министра, которые могут не подходить Рамунасу Карбаускису или правящему большинству», — предполагал Ландсбергис. Тогдашний министр обороны даже оправдывался: дескать, он не настолько важная фигура, чтобы ради него «перекраивать» коалицию…
Еще один показательный факт: в марте 2020 года Ландсбергис предлагал отправить в отставку главу Минздрава Аурелиюса Веригу, а на его должность назначить Кароблиса. Тогда это была, пожалуй, должность №1 — в стране начиналась эпидемия коронавируса.
Наконец, тот же Ландсбергис поприветствовал слова Науседы о том, что он готов утвердить кандидатуру Кароблиса (раньше президент сомневался в правильности этого выбора). «Невзирая на то, что обычной является практика согласования таких вопросов не через прессу, я тем не менее был приятно удивлен, прочитав, что президент передумал, и я рад тому», — сообщил министр иностранных дел Литвы.
Лидер консерваторов тоже заметил, что «практика согласования таких вопросов» формально нарушена, но не стал заострять на этом внимание.
Только спустя несколько дней его соратник по партии начал бить в набат и пригрозил «накатать» заявление на Науседу!
Президента в этой ситуации можно понять: он знал, что назначение Кароблиса уже по факту согласовано. Кандидатуру бывшего министра обороны рассматривали еще в начале этого года, и именно Науседа был против. Кароблису и экс-главе МИД Линасу Линкявичюсу он предлагал «охладиться» перед тем, как занять новые ответственные посты.
Действия президента как минимум не лишены логики. А какой логикой руководствуется Павиленис, когда «докапывается» до Науседы буквально на ровном месте? Для объявления импичмента главе государства повод слишком пустяковый. Для удара по его рейтингу — тоже. Литовские избиратели над претензиями Павилениса просто посмеются.
В общем, не будем гадать на кофейной гуще. Всей картины мы не видим.
Но доподлинно известно, что борьбу за электоральные предпочтения граждан СО-ХДЛ с треском проигрывает.
По данным социологического опроса Vilmorus, Науседа остается самым популярным политиком в стране — его положительно оценивают 52,8% респондентов. А Ландсбергис в этом рейтинге оказался вторым с конца. Хуже литовцы относятся только к министру экономики и инноваций Аушрине Армонайте.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что на следующих президентских выборах именно Ландсбергис с высокой долей вероятности будет кандидатом от СО-ХДЛ.
Министерство иностранных дел — это трамплин, с которого он должен «запрыгнуть» в кресло главы государства.
Вероятно, поэтому Ландсбергис не стал председателем Сейма или премьер-министром. Первая должность слишком рутинная и малозаметная, вторая — слишком опасная (глава правительства традиционно несет персональную ответственность за социально-экономическое положение в стране).
Зато на посту главы МИД Литвы можно особо не напрягаться, ни за что не отвечать и всегда быть в центре внимания. Идеальный вариант для «раскрутки» нового «отца нации»!
Но на практике эта идея не работает.
Даже премьер-министра Ингриду Шимоните, которая с огромным отрывом проиграла Науседе выборы президента 2019 года, литовцы ставят выше министра иностранных дел.
У нее 46,9% негативных оценок, у Ландсбергиса — 57,2%. Последнему во втором туре с действующим президентом не светит ничего, кроме позорного, даже унизительного поражения.
СО-ХДЛ — партия «сектантского» типа. У нее есть небольшое ядро преданных фанатиков (10–15%). Этого хватает, чтобы всегда попадать в парламент и периодически — во власть. Хотя большинство жителей Литвы за консерваторов не проголосуют ни при каких обстоятельствах.
И уж тем более не проголосуют конкретно за Ландсбергиса, которого на политический Олимп протащил его тщеславный и ненавидимый большинством литовцев дедуля.
Сами «ландсбергисты» это наверняка понимают, но сделать ничего не могут.
В их положении можно только «кидаться» на президента, строчить на него жалобы под надуманными предлогами и тем самым демонстрировать собственное бессилие.