Посол России в Вильнюсе ответил на заявление президента Литвы о заинтересованности в хороших отношениях с Россией словами о том, что Россия всегда готова к развитию добрососедских связей с Литвой. Проблема в том, что президент Гитанас Науседа выразил готовность к хорошим отношениям с некоей другой, альтернативной Россией, а та Россия, что есть, его не устраивает. Хороший повод задуматься, устраивает ли Россию сегодняшняя Литва, чтобы иметь с ней добрососедские отношения?
«Российско-литовские отношения, к сожалению, как уже неоднократно подчеркивалось нами, находятся в самой низкой точке за всю новейшую историю их существования», — заявил в интервью литовской прессе посол России в Вильнюсе Алексей Исаков.
Что касается России, то мы «готовы к выстраиванию по-настоящему добрососедских связей, основанных на взаимном уважении, учете интересов друг друга, невмешательстве во внутренние дела» — сказал посол.
Эти слова можно считать ответной репликой на недавнее заявление президента Литвы Гитанаса Науседы о надежде на хорошие отношения с Россией.
Только если вчитаться в это заявление, то окажется, что с существующей Россией первое лицо Литвы никаких отношений не хочет, а надежды его связаны с некоей «прекрасной Россией будущего», которая будет выстроена по литовским лекалам.
Действующий договор об основах межгосударственных отношений между Россией и Литвой, который дает надежду на хорошие отношения, был подписан 29 июля 1991 года. Надежды связаны не столько с самим договором, сколько с датой подписания, когда «народы России и Литвы вместе боролись за свободу».
«Это был период, когда литовцы в Вильнюсе и русские в Москве храбро противостояли танкам, чувствуя искреннюю поддержку друг друга. Вместе мы были сильнее», — сказал Гитанас Науседа.
То есть при ближайшем рассмотрении оказывается, что ничего сенсационного президент Литвы не сказал.
Он демонстрирует стойкую приверженность государственной идеологии, согласно которой «прекрасная Россия будущего» для Литвы — это Россия начала 1990-х годов.
Что это была за Россия? Та, которая прокляла все свое советское прошлое, включая победу в Великой Отечественной войне, развалилась на части, бросив 25 миллионов русских на бывших национальных окраинах, оказалась на пороге массового голода, добровольно сдала все свои интересы и позволила НАТО вплотную приблизиться к госграницам. А еще стала молиться на США как на Бога, жить от кредита до кредита МВФ и подчиняться указаниям «гарвардских мальчиков».
У абсолютного большинства россиян воспоминания о той стране вызывают смесь ужаса и мучительного стыда, так что надеждам руководства Литвы на другую Россию не суждено сбыться. Это не значит, что она никогда не изменится. Россия за свою тысячелетнюю историю доказала способность к фантастическим метаморфозам. Это значит, что шансы на то, что другая Россия будет создаваться по образцам 1991 года, стремятся к нулю.
Другой вопрос, устраивает ли Россию сегодняшняя Литва, чтобы иметь с ней добрососедские отношения, если в Вильнюсе того пожелают?
Что это за Литва? Это Литва, в которой российский гражданин Юрий Мель осужден на 10 лет по статье «военные преступления и преступления против человечности» за то, что в ночь на 13 января 1991 года он светил фарами танка и произвел холостой выстрел из направленной в воздух пушки. Литва, в которой общественных деятелей, выступающих за добрососедские отношения с Россией, автоматически обвиняют в государственной измене.
Советские диссиденты в зрелую перестройку выходили на улицы бороться за европейское демократическое будущее Литвы. В современной Литве появились собственные диссиденты, которых преследуют советскими методами за отказ от государственной идеологии.
Литовские власти изымают из типографий и запрещают к распространению книги, арестовывают их издателей и травят их авторов. За несогласие с официальной трактовкой вопросов истории действует уголовная статья, по которой можно сесть в тюрьму на несколько лет. Когда начинаешь разбираться, выясняется, что такая жесткость нужна, чтобы защитить от исторических фактов и показаний судмедэкспертизы собственную ложь о том, что красноармейцы во время Великой Отечественной войны занимались в Восточной Пруссии геноцидом литовского населения, а защитников Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года расстрелял советский спецназ.
Что же касается российско-литовских отношений, то что это были за отношения, когда они были? Какую повестку двусторонних отношений предлагал Вильнюс? Покаяться за «советскую оккупацию» и выплатить Литве 830 миллиардов долларов материальных компенсаций.
Может, и лучше, что с Литвой у России сейчас никаких политических отношений нет?
Может, пора поставить вопрос ребром и сказать, что с Литвой в ее нынешнем виде у России в принципе не может быть отношений, и Москва готова развивать отношения только с другой, альтернативной Литвой?
Прекрасной Литвой будущего, в которой людей не сажают за то, что они отстаивают историческую правду и пишут книги о 13 января? В которой не держат в тюрьме ни за что тяжело больных россиян.
У России запас прочности выше, чем у Литвы. Она появления новой, лучшей Литвы дождется быстрее, и даже может поспособствовать процессу превращения гадкого утенка в лебедя.