Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) обвинил украинские Telegram-каналы в игнорировании «антиоккупационного глоссария». Украинский Telegram называет «революцию достоинства» на Майдане государственным переворотом, а «российскую агрессию против Украины» — гражданской войной в Донбассе. Ранее Киев уже просил администрацию Telegram помочь в борьбе с неугодными ему анонимными Telegram-каналами. По такому поведению видно, что свобода слова в Telegram, уничтоженная в остальном информационном пространстве Украины, создает все больше угроз политическому режиму и все сильнее пугает украинскую власть.
Украинский Telegram политизирован наполовину
Украинский Telegram в 2021 году менее политизирован, чем белорусский: 56% из ТОП-100 украинских каналов посвящены новостям и политике, тогда как в Беларуси — 72%.
Telegram на Украине, как и в Беларуси, имеет все шансы стать главным и почти единственным медиаканалом для оппозиционных сил.
Но, в отличие от белорусской ситуации, где позиция власти в пространстве Telegram слабая, украинские провластные и националистические сообщества имеют вес в мессенджере.
Что особенного в украинском Telegram-пространстве?
Первая особенность украинского Telegram — отсутствие каналов с полумиллионом подписчиков по типу белорусского Nexta Live. При этом население Украины в 3 раза больше, чем Беларуси.
В ТОП-10 каналов с наибольшей аудиторией входят 2 неполитических новостных канала, 4 нейтральных, один провластный и один нейтрально-оппозиционный; канал-блог оппозиционного политика Анатолия Шария и канал со съемками драк, выходок и прочих преступлений.
Вторая особенность — наличие крупных региональных каналов. Посты в них посвящены жизни Одессы, Днепра, Харькова, Киева, Запорожья и других больших городов.
Третья особенность — многовекторность общественных предпочтений. Многие каналы не занимают какую-то определенную позицию. В результате в их ленте соседствуют шутки Зеленского про Януковича и жителей Донбасса и фото разрушенного асфальта на улице Крещатик или упавшего флагштока в Херсоне.
Украинский провластный Telegram — радикальный, раздробленный и малочисленный
Подробно в оппозиционных Telegram-каналах мы разобрались в предыдущей статье. Сейчас обратим внимание на те, которые поддерживают власть и националистов. У таких каналов меньше подписчиков, но они не уступают оппозиционным по количеству.
Команда Зеленского (51 тысяча подписчиков) и Офіс Президента (27 тысяч), Слуга Народа (11 тысяч) выполняют роль ленты пресс-центра президента: освещают действия власти с позитивной стороны. Аналогичную функцию выполняет канал Петро Порошенко (39 тысяч). Ни одного намека на то, что ресурс ведет лично экс-президент, нет.
Андрій Білецький (https://t.me/BiletskyAndriy, 21 тысяча) — канал лидера запрещенной в России украинской партии «Национальный корпус». Билецкий использует площадку для собственного продвижения и освещения событий, выгодных его организации. Аналогичной тактики придерживаются другие лидеры националистического движения, депутаты различных уровней и общественные деятели.
У украинских политиков при власти нет консолидирующих медиаресурсов. Каждый из них борется за собственную власть и личный рейтинг.
Кроме того, большинство украинских политиков недооценивают значимость Telegram как медиаканала и медиапространства. Политики в развитых странах используют для связей с обществом Twitter. На Западе сложилась традиция. На Украине Twitter не прижился, его роль выполняет Facebook.
При этом обычные украинцы все больше доверяют Telegram и узнают последние новости именно там.
В конце августа 2021 года приложение Telegram стало 15-м приложением в мире, которое скачали более 1 миллиарда раз. Месячная аудитория Telegram составляет более 500 миллионов человек.
Telegram на Украине еще не стал площадкой политической борьбы
С приходом к власти на Украине Зеленского и началом нового политического цикла ситуация в стране практически не изменилась. Украина живет в состоянии затяжного политического кризиса, который осложняется бедственным социально-экономическим положением населения. При этом ни Порошенко, ни Зеленскому не удалось победить всех конкурентов и установить в стране авторитарный режим.
Оппозиционные СМИ закрывают, людей преследуют за публикации в социальных сетях. Тем не менее политический дискурс сохраняется. Главным образом он протекает в Facebook и на YouTube — на площадках, где изначально зародился.
Уход белорусской оппозиции в Telegram связан с необходимостью общаться и консолидировать оппозиционное движение с минимальными рисками утечек информации к правоохранительным органам.
На Украине же, во-первых, оппозиционное движение возглавляют действующие политики. Во-вторых, практические меры давления на власть — митинги, стачки, бойкот — практически не применяются.
Силовые структуры Украины преследуют оппозиционеров, осложняя их деятельность и жизнь, но выбросить их из политической игры не могут. Поэтому все преимущества Telegram украинской оппозицией пока не оценены.
Это изменится, если президент Зеленский пойдет ва-банк и решит запретить на Украине Facebook и Telegram, чтобы занять свой пост повторно.